Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 164 и 165 Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения пассажирских авиаперевозок на региональных маршрутах)»

Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 164 и 165 Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения пассажирских авиаперевозок на региональных маршрутах)» (далее – законопроект) подготовлен Минфином России в целях обеспечения реализации мер, предусмотренных Указом Президента России от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (пункт 15, подпункт «б», третий абзац), где, в частности, говорится о реконструкции инфраструктуры региональных аэропортов и расширении сети межрегиональных регулярных пассажирских авиационных маршрутов, минуя Москву, до 50% от общего количества внутренних регулярных авиационных маршрутов. Законопроект также подготовлен в соответствии с планом мероприятий («дорожной картой») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018–2020 годы (утверждён распоряжением Правительства от 16 августа 2018 года №1697-р).

В настоящее время в соответствии с Налоговым кодексом обложение налогом на добавленную стоимость (далее – НДС) операций по реализации услуг по внутренним авиаперевозкам пассажиров и багажа до 1 января 2021 года производится по ставке НДС в размере 10%. Исключением являются операции, облагаемые до 1 января 2025 года по ставке НДС в размере 0%. К таким исключениям относятся услуги внутренних авиаперевозок пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположен в Крыму, Севастополе, Калининградской области, Дальневосточном федеральном округе.

Законопроектом предлагается установить бессрочно НДС в размере 0% для всех внутренних пассажирских авиаперевозок при условии, что пункт отправления и назначения, а также промежуточные пункты маршрута перевозки расположены вне Москвы.

В отношении маршрутов, у которых пункт отправления, назначения или промежуточные пункты перевозки расположены в московских аэропортах, режим налогообложения по ставке НДС в размере 10% сохраняется.

В то же время принятые ранее решения в отношении авиаперевозок из Крыма, Севастополя, Калининградской области, Дальневосточного федерального округа и обратно по налоговой ставке НДС 0% –  в том числе в Москву и из Москвы –  остаются в силе.

Законопроект обеспечит налоговое стимулирование расширения сети межрегиональных регулярных пассажирских авиационных маршрутов, минуя Москву, а также развитие региональной авиационной транспортной инфраструктуры и снижение нагрузки на Московский авиационный узел.

Принятие законопроекта приведёт к выпадающим доходам федерального бюджета. В то же время ожидается, что суммарный бюджетный эффект от поступлений налоговых отчислений в бюджетную систему в 2019–2030 годах превысит размер выпадающих доходов благодаря развитию региональных воздушных перевозок и смежных сфер экономической активности.

Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 11 апреля 2019 года.