С 2014 по 2018 год профинансировано сейсмоусиление 155 объектов, в том числе 18 жилых домов. Однако, по мнению Счетной палаты, этих мер недостаточно.

«Проверка показала, что только в 15 регионах в сейсмоусилении нуждаются более 40 тыс. объектов. Причем значительная часть – это объекты жилищного фонда, социальной сферы и жизнеобеспечения. Однако в среднем ежегодно финансируется строительство и реконструкция около 30 объектов», — констатировал Юрий Росляк.

Аудитор напомнил, что мероприятия по повышению сейсмической устойчивости жизненно важных объектов реализуются с 2002 года. Сначала они проводились в рамках ФЦП «Сейсмобезопасность территории России» (2002-2010 гг.), затем — в рамках ФЦП «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах на 2009-2018 гг.» и подпрограммы «Сейсмика» госпрограммы «Жилище». При этом у Минстроя до сих пор нет точных данных ни об общем количестве объектов на территории России, не отвечающих уровню сейсмоустойчивости, ни об объеме жилого фонда, планируемого к расселению.

Специальная информационная система «Сейсмобезопасность России» могла бы помочь решить эту проблему. На создание ЕИС было израсходовано 67,3 млн рублей. «Воссоздание этой системы поддерживает большинство регионов-участников подпрограммы «Сейсмика» — 16 из 27. Однако Минэкономразвития и Минфин не поддержали заявленную Минстроем потребность в ассигнованиях на восстановление системы», — отметил аудитор.

Проверка выявила и другие проблемы, отрицательно влияющие на реализацию мероприятий по сейсмоусилению. Так, единственный показатель** их результативности, предусмотренный в госпрограмме, в разрезе регионов не установлен, что не позволяет оценить его достижение на территории конкретного субъекта Федерации. «Расчет фактического значения показателя осуществляется на основании данных о финансировании объектов, и его выполнение не оценивается с учетом общего количества объектов, требующих сейсмоусиления», — пояснил аудитор.

Кроме того, жилищным законодательством не определен механизм переселения граждан из многоквартирных домов, сейсмоусиление которых невозможно или экономически нецелесообразно.

Заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Юрий Гордеев согласился с выводами Счетной палаты. «Мы согласны, что к данной программе нужен комплексный подход. И такой подход был намечен в 2009 году, когда ФЦП утверждалась. Но в настоящее время с учетом дефицита финансирования, а также того, что отдельные мероприятия не были реализованы, действительно имеются проблемы. Мы попробуем разработать ряд мероприятий и выйти с предложением по обследованию всего жилого и нежилого фонда, по которому можно провести сейсмоусиление, либо построить взамен новые объекты. Но на это потребуются дополнительные средства», — отметил он.

По итогам проверки Счетная палата подготовила письмо в Правительство Российской Федерации, в котором предлагает обеспечить участие в программе всех сейсмоопасных регионов, разработать перечень целевых индикаторов и показателей результативности проводимых мероприятий, а также проработать вопрос об обеспечении межведомственного информационного взаимодействия на основе создания единой информационной системы.

Кроме того, по мнению Счетной палаты, необходимо включить показатели, связанные с реализацией мероприятий по сейсмоусилению, в нацпроект «Жилье и городская среда», так как результаты этих мероприятий напрямую влияют на достижение его основного показателя.

«Также считаем необходимым предусмотреть дополнительные меры господдержки для регионов с повышенной сейсмической опасностью, принимая во внимание более высокую стоимость строительства жилья из-за необходимости учитывать требования сейсмоустойчивости», — отметил в завершение Юрий Росляк.

Коллегия приняла решение направить информационные письма в Правительство Российской Федерации, Минфин России и Федеральное казначейство, представления — в Минстрой России и Минстрой Карачаево-Черкесской Республики, отчет – в палаты Федерального Собрания.

Справочная информация;

*Проверка реализации ФЦП «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2018 годы» в 2017 году и основного мероприятия «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в 2018 году.

**«Снижение уровня уязвимости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения от воздействия разрушительных землетрясений к уровню 2017 года»