Мария рассказала о своем участии в конкурсе «Лидеры России», об опыте, который она получила и какие сложности нужно было преодолеть на пути к финалу.

— Мария, расскажите к участию в конкурсе кто-то подтолкнул или это самостоятельное решение?

— Это было мое решение. Увидела информацию о проходившем конкурсе в начале прошлого года и решила, что определенно буду участвовать осенью. Хотела проверить свои силы и доказать, прежде всего, себе, что могу соревноваться с сильнейшими управленцами страны.

— Конкурс предполагает командную работу. Легко ли далось? Были ли случаи недопонимания, конфликты? Как удалось решить сложности?

— Конкурс в полной мере продемонстрировал атмосферу командного духа. Поскольку успешно выполнить задание можно было только в команде, каждому ее участнику необходимо было мгновенно собраться и   предлагать свои идеи для решения общей задачи. Это было одним из тех важнейших моментов, которые хотели донести до участников организаторы — дать возможность каждому осознать, что предлагаемые задания заведомо невыполнимы в одиночку, и что справиться с ними поможет лишь слаженная командная работа. На недопонимание и конфликты у участников просто не было времени, поскольку на выполнение задания давалось критически мало времени, и малейшее отвлечение на эмоции сразу бы сказалось на результате команды. Все три мои команды смогли договориться, в чем есть и моя заслуга: команды полностью состояли из мужчин, поэтому при малейшем намеке на конфликт я старалась брать на себя контроль за общими действиями.

— Что было труднее всего на конкурсе? Какой-то этап или задание, которые потребовали больших эмоциональных затрат и интеллектуальных усилий…

— Я бы сказала, что весь конкурс на протяжении 5 месяцев потребовал больших усилий и выдержки. В контексте общих трудностей нельзя не сказать про возраст, ведь я стала самой молодой финалисткой, что не могло не накладывать определённый отпечаток на общение и работу в команде. Поскольку у меня есть опыт работы в различных областях, часть заданий не вызвали у меня затруднений, однако при решении некоторых кейсов очевиден стал недостаток познаний в сфере антикризисного управления и инвестиций. Но и эти задания я смогла пройти несмотря на то, что половина моих конкурентов — это ведущие топ-менеджеры страны. Организаторы придумали достаточно много интересных кейсов: задания давались реальные, жизненные, на решение которых, как сказал первый заместитель Администрации Президента Сергей Кириенко, тратились годы. Нам же давался час, а иногда и значительно меньше времени. Организаторы предполагали, что если мы выдадим хотя бы 30% известного только им результата, то это уже будет хорошо. В итоге все команды дали от 60% до 70% результата за час времени, хотя кейсы были очень сложными. Отдельной темой можно выделить то, что все финалисты были оценены и Искусственным интеллектом. Про себя ещё могу добавить, что 3 дня оценочных мероприятий конкурса продвинули мои знания и навыки как минимум на 3-5 лет вперёд.

— Конкурс не заставил ли вас «идти по головам»?

— Нет, поскольку было четкое понимание, что «корову мы не проигрываем», а участники, в том числе в моей команде, будут полезны в будущем. С одной из команд мы даже создали свой диалог и продолжаем общаться. Кроме того, у меня есть определенные принципы: к своей цели нужно идти твердо, искать любые пути, но при двух условиях: в рамках закона и не «по головам».

— От Магадана в финал попали только вы. Великолепное достижение. Но выиграть не удалось. Не хватило одного балла. Где не доработали, по вашему мнению? Или может соперники были слишком «кусачими»?

— Те, кто следил за конкурсом, знают, что оценивать нас должны были по итогам 3 дней. В последний день должна была пройти «Гонка героев» — это командный забег на 5 км с преодолением препятствий. Я дважды участвовала в подобных соревнованиях («Стань человеком», например), собирала команды и проходила трассы. Сама пробегала полумарафоны (22 километра), а сейчас готовлюсь к марафону в сентябре. И я понимала, что третий день будет для меня успешен. Однако утром пошел проливной дождь, нас повезли в горы, где дождь сменился сильным снегом и метелью. Автобусы начали буксовать, их пришлось толкать.  Пейзаж был родной, магаданский. Мы просили пустить нас на забег, но МЧС и организаторы его отменили, справедливо рассудив, что безопасность превыше всего.  Итоги конкурса подвели по 2 управленческим дням. Статистика победителей — это преимущественно мужчины высшего руководящего состава от 35 до 50 лет. Сейчас понимаю, что с учетом забега результаты были бы иные. Что такое не хватило одного балла? Я думаю, что многим знакомо чувство, когда ты понимаешь, что до победы оставался один шаг, а сделать его ты не смог, потому что не хватило времени или помешали внешние факторы.  Это удесятеряет мои силы и мобилизует – значит, надо было лучше отработать первые этапы, чтобы не зависеть от случайностей.  Тем не менее, сейчас я только рада такому исходу. Это заставит еще больше работать над собой. К тому же, хоть я и не получила наставника, лучшим наставникам, как справедливо отметили организаторы, каждому из нас будет сама жизнь, которая поставит порой такие задачи, каких не придумают ни на каком конкурсе. Войти в 300 лучших управленцев страны при конкурсе 750 человек на место, соревноваться с опытными руководителями, за плечами у которых не один десяток лет управления — это я считаю для себя главным успехом и показателем.

— Чему научились, какие новые знания получили на конкурсе?

— Само участие в конкурсе — это уже скачок в развитии, своеобразный прыжок выше головы. Бесценным для меня стал опыт работы с наставником во время одного из заданий — губернатором Нижегородской области Глебом Сергеевичем Никитиным. Опять же, повторюсь, почти на ходу приходилось усваивать новую для себя информацию касательно инвестиций и антикризисного управления. Хотелось бы ещё добавить, что на конкурсе команда дальневосточников, на мой взгляд, была самая дружная. Очень надеюсь и дальше общаться с ее участниками.  Сейчас я думаю о том, что было бы хорошо нам всем вместе поступить учиться на одну программу. Я думаю, что организаторы не до конца используют те результаты, которые приносит конкурс. Скажем, помимо победителей отдельно можно было выделить и, возможно, оценить команды участников от округов и посмотреть, как можно использовать эти группы. Как вариант, дать единого наставника команде на год и понаблюдать за их обучением. Ведь основная цель конкурса — это предоставление возможностей для дальнейшего обучения.

— Финалистам и победителям конкурса будут содействовать в трудоустройстве на Дальнем Востоке. В какой структуре вы бы хотели оказаться?

— Полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Петрович Трутнев приглашал победителей конкурса, встречался с нами и после полуфинала. Но ведь и организаторы неоднократно повторяли, что «Лидеры России» — это не конкурс на должности, а прежде всего предоставление возможностей для дальнейшего обучения. На мой взгляд, назначений как раз-таки достойны те полуфиналисты и финалисты, которые имеют опыт работы более 5-10 лет. Я бы рекомендовала руководителям любого уровня обратить внимание на каждого полуфиналиста и финалиста, потому что те тесты, которые они прошли, уже позволяют отнести их к лучшим работникам, которые успешно справятся с любой задачей и эти участники явно способны на большее. Что касается моих планов, я знаю, что у меня высокая компетенция в области молодежной политики, работы со школьниками и студентами, организации различных мероприятий и движений. И до конкурса своё будущее я видела в этой сфере. Но сейчас я задумалась, поскольку имеющиеся у меня знания по экономике и управлению позволили мне решать задания наравне с опытными участниками, я в процессе выбора: не пойти ли учиться дальше с уклоном в бизнес-администрирование, чтобы достичь уровня эксперта в решении экономических проблем, которые я увидела на конкурсе.

— Насколько известно, Магадан не входит в Ваши карьерные планы. Почему? Здесь меньше конкуренция.

— Вопрос не в конкуренции, я ее не боюсь, наоборот, это всегда элемент мотивации. На самом деле, я считаю именно Дальний Восток перспективным направлением, вектором развития страны в 21 веке. Но поднять все в одиночку, к сожалению, невозможно. Нужна сильная команда, которая сможет побороть все негативные тенденции. На финале мы не раз обсуждали среди инициативной группы в составе 30-40 человек, что готовы поехать в любой город на Дальнем Востоке и заняться его развитием. Это же касается и Магадана. Это — моя родина, здесь, можно сказать, сформировался мой сильный, непоколебимый дальневосточный характер. Если мне предложат заняться развитием города, то я с гордостью займусь этим, но давайте честно, сейчас для этого еще мало опыта, надо учиться и развиваться дальше.

— Будете ли участвовать вновь в «Лидерах России»?

— По правилам, участвовать я смогу только лишь через год. Будет время набраться опыта и развить необходимые навыки. Участвовать в подобных конкурсах надо обязательно, поскольку само общение и опыт, которые удается получить во время конкурса, гораздо важнее «пряников» для победителей.

 

Хотелось бы отдельно поблагодарить родную школу и своих учителей, благодаря которым удалось получить тот багаж знаний и навыков, которые пригодились на конкурсе.