«Глас Народа»

  • Глас Народа в Facebook
  • Глас Народа в ВКонтакте
  • Глас Народа в Google Plus
18+

Дмитрий Медведев провел селекторное совещание о переходе на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами

Из стенограммы совещания о переходе на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами:

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Д.Медведев:
Добрый день, коллеги! Сегодня продолжим обсуждать экологическую проблематику. Вчера говорили на эту тему в рамках национального проекта «Экология» на президиуме Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам. Обсудим переход регионов на новую систему обращения с мусором – в формате селекторного совещания с участием губернаторов. У нас практически все регионы подключены, кто-то у себя на месте, кто-то в Москве находится.

 

Я посчитал это целесообразным именно потому, что реформа сложная, мы её готовили долго и с этого года началась её реализация.

Все необходимые полномочия консолидированы в рамках Министерства природных ресурсов и экологии. Также создана публично-правовая компания «Российский экологический оператор», которая будет координировать действия региональных операторов.

Хочу всех оповестить, я сегодня подписал распоряжение о назначении генерального директора компании. Им будет Денис Петрович Буцаев. Он приглашён на сегодняшнее мероприятие. Прошу оказывать новой компании и руководству поддержку, особенно на ранних стадиях. Надо сформировать эффективную команду, чтобы она помогала проведению всех необходимых мероприятий.

Федеральный центр принял меры, которые необходимы для эффективной реализации реформы. Сейчас дело за регионами. На вас, уважаемые руководители субъектов Федерации, лежит большая ответственность, она подкреплена весьма широкими полномочиями в этой сфере. Я просил бы не сбавлять темп работы и постоянно держать этот чувствительный, сложный вопрос в сфере своего пристального внимания.

Пока те процессы, преобразования, которые начались, происходят без серьёзных сбоев. Большинство регионов (их 70) перешли на новую систему обращения с отходами либо на всей своей территории (таковых 57), либо в отдельных районах (13). Но остальные должны поторопиться. Делать это нужно быстрее. Всякого рода решения, направленные на то, чтобы всё это отсрочить, ни к чему хорошему не приведут, даже если это в какой-то момент кажется тому или иному руководителю целесообразным по каким-то причинам.

Общая задача заключается в том, чтобы не только перестроить отрасль, но и не допустить резкого и необоснованного роста платы за вывоз мусора. Эту тему надо держать на особом контроле, в том числе, конечно, Федеральной антимонопольной службе.

Некоторые регионы уже установили льготные тарифы для пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, я имею в виду целый ряд областей нашей страны. Это хорошая практика. Просил бы губернаторов обратить внимание на эти примеры. Понимаю, что у всех своя ситуация, возможности по финансовому обеспечению, тем не менее такая практика является позитивной.

Со своей стороны мы продолжим принимать решения, которые позволят удешевить составляющие тарифа. Я только что подписал специальное постановление, которым мы замораживаем рост платы за негативное воздействие на окружающую среду, то есть оставляем размер платежа на период с 2019 по 2023 год на уровне 2018 года – это 95 рублей за одну тонну твёрдых коммунальных отходов. Рассчитываю, что это позволит снизить тарифы для людей.

Важно также, чтобы жители региона оплачивали вывоз мусора исходя из фактического объёма, который накоплен в контейнерах. Сейчас это сложная, слепая зона в платеже, которая складывается из тарифа регионального оператора, помноженного на норматив накопления отходов в год на человека. Понятно, что трудно определить, сколько мусора приходится на каждого гражданина, однако надо стремиться к тому, чтобы люди не переплачивали. Это ключевая задача, она непростая, требует внимательного отношения ко всем процессам, которые происходят в этой сфере. Для этого региональные и муниципальные власти должны внимательно пересмотреть нормативы накопления отходов, этим надо заняться немедленно. А в скором будущем перейти на оплату услуг по сбору и вывозу мусора исходя из его фактического объёма.

Теперь послушаем выступление тех, кто готов это сделать, и из федерального центра, и некоторых руководителей регионов. Имею в виду ряд типичных ситуаций, которые существуют. Дмитрий Николаевич (обращаясь к Д.Кобылкину), начнём с Вас, поскольку это Ваше поле деятельности. Пожалуйста.

Доклад Дмитрия Кобылкина о готовности регионов к переходу на новую систему обращения с ТКО

Д.Кобылкин: С 1 января в России начали действовать новые экологические требования по обращению с ТКО. Более 80 субъектов перешли на новую модель управления. Выбран 241 региональный оператор.

По нашим прогнозам, 90% регионов страны включатся в реформу в текущем году. Замечу, что один из городов федерального значения – Севастополь решил не откладывать переход до 2022 года, хотя такая возможность у него была. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех руководителей субъектов за активное участие.

Коллеги, обращаю внимание на проблемы, которые могут негативно повлиять на ход реформы. Это необоснованный пересмотр администрациями регионов тарифов и нормативов накопления. Перенос срока начала работы регоператоров путём изменения соглашения между субъектами и компаниями. И отсутствие дифференцированного подхода при определении нормативов для жителей сельских территорий и мегаполисов. Также есть риск низкой собираемости платы за ТКО.

У регионов есть возможность совместно с федеральным центром за счёт конкретных мероприятий снизить плату граждан за ТКО. Что имеется в виду? Первое: Правительством России принято решение об освобождении регоператоров от НДС, налога на прибыль. Второе: сохранены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду на уровне 2018 года. Третье: определён порядок формирования изменения перечня объектов размещения ТКО, так называемых санкционированных свалок.

Предварительные расчёты регионов показывают, что эти меры позволят снизить тариф до 30% от утверждённых на настоящее время значений.

Кроме того, важно рассмотреть необходимость перехода на раздельный сбор мусора там, где это экономически целесообразно.

Что предстоит сделать публично-правовой компании «Российский экологический оператор»? Ключевая задача – переход на системное стратегическое планирование, основанное в том числе на принципе результативности и эффективности. Без этого не может быть создана комплексная система по обращению с ТКО.

Предстоит провести обследование сферы обращения с отходами, актуализировать ранее поданные заявки главам субъектов для максимально эффективного использования инфраструктуры. Компания-интегратор позволит применять различные финансовые механизмы, в том числе новые инструменты, при реализации нацпроекта «Экология».

К чему мы в итоге стремимся? К 2024 году планируем увеличить долю утилизации твёрдых коммунальных отходов с 4 до 36%. Мы создаём новую, сложную отрасль, и сегодня очень важно оперативно решать возникающие проблемы путём консолидации усилий всех структур и общественных наблюдателей.

Д.Медведев: Я поддержал бы всё, особенно последний тезис – в части этих нормативов. Мы всё это делаем для того, чтобы система стала современной, такой, какая она во многих других странах, где система переработки твёрдых коммунальных отходов не сводится к захоронению мусора на свалках, потому что это путь в никуда, а заключается именно в переработке. Возможности, которые возникают у региональных операторов в результате преобразований, которые ведутся, должны быть направлены именно на увеличение доли переработки в общей работе по твёрдым коммунальным отходам. Давайте подумаем, каким образом этот норматив учитывать.

Теперь послушаем некоторых наших коллег. У нас на связи вся страна, потому что это касается всех. Тема очень тонкая, требует внимания, чтобы тарифы «не поехали», чтобы люди видели реальный эффект от преобразований, которые ведутся. Саратовскую область послушаем.

Сообщение губернатора Саратовской области Валерия Радаева

В.Радаев: На территории Саратовской области механизм перехода на новую систему обращения с отходами находится в завершающей стадии. Определены две зоны деятельности региональных операторов. В первой зоне проживает более 70% населения области, 1 миллион 700 человек, в основе своей городское население. За короткий период построены и введены в эксплуатацию два мусороперерабатывающих комплекса общей мощностью более 700 тыс. т в год и полигоны захоронения. Построено 19 мусороперегрузочных станций в 21 муниципальном районе.

По итогам 2018 года в зоне деятельности регионального оператора экологически безопасную обработку прошли 83% от всего вновь образованного объёма коммунальных отходов. В апреле текущего года на территории города Саратова вводится в эксплуатацию мусоросортировочный комплекс мощностью 80 тыс. т в год, что позволит обеспечить 100-процентную экологически безопасную обработку и захоронение всех коммунальных отходов.

В первой зоне региональный оператор по обращению с коммунальными отходами приступил к работе 12 августа 2018 года. С 1 января 2019 года единый тариф на услуги регионального оператора снижен на 4% и составил 562 рубля за 1 кубометр, что связано с уменьшением инвестиционной нагрузки в услуге по обработке и захоронению отходов.

При оказании услуг в работе регоператора были выявлены недочёты практического характера. Это прежде всего отсутствие достоверного реестра плательщиков, особенно по частному сектору, где данная услуга не предоставлялась, изменение статуса услуги с жилищной на коммунальную, вследствие чего изменился порядок расчёта платы.

В результате проведения совместной работы с органами местного самоуправления, работы мобильных выездных офисов, горячих линий регоператора, разъяснительной работы с населением количество оказания коммунальной услуги удалось улучшить.

Главная задача на сегодняшний день – исключить все риски тарифной политики для населения области. Для реализации полномочий регионального оператора на территории второй зоны разработана «дорожная карта» поэтапного перехода, просчитаны риски тарифной политики, учитывается опыт работы регионального оператора в первой зоне.

Во вторую зону вошли муниципальные образования, на территории которых проживает преимущественно сельское население. В этой зоне увеличение платы для граждан может быть значительным за счёт включения услуг захоронения и применения нормативов накопления коммунальных отходов.

По завершении запланированных на территории второй зоны мероприятий будет установлен экономически обоснованный единый тариф на услугу регионального оператора, соответственно, введена коммунальная услуга для населения второй зоны в течение 2019 года. Наша первоочередная задача – исключить все риски и продолжать работу с населением области.

Д.Медведев: Теперь Республика Мордовия. Пожалуйста, Владимир Дмитриевич Волков.

Сообщение главы Республики Мордовия Владимира Волкова

В.Волков: Мордовия в целом завершила задачи по переходу на новую систему обращения с отходами. У нас с 1 мая прошлого года начал работу единый региональный оператор. Это немецкая компания «Ремондис», которая работает в Мордовии уже семь лет. С 2012 года совместно мы внедряем систему раздельного сбора отходов. Компания активно инвестирует средства в это дело и реализует инвестиционные программы.

Сейчас Саранск занимает в рейтингах экологической организации по эффективности раздельного сбора отходов одно из ведущих мест. С начала перехода на новую систему сбора ТКО полностью обновлён контейнерный парк, установлено более 6,5 тыс. контейнеров, приобретено 30 современных мусоровозов, прекращено размещение отходов на несанкционированных объектах. Ведётся информационно-разъяснительная работа. Сейчас 90% населения охвачено современной системой обращения с отходами.

К настоящему времени региональный оператор заключил договоры на оказание услуг со всеми управляющими компаниями и 76% собственников индивидуального жилья. Мы установили для регионального оператора единый предельный тариф на обслуживание. Сначала это было 546 рублей за кубометр, правда, он сразу возрос в 2,4 раза по сравнению со старым тарифом. Сейчас благодаря изменению платы за негативное воздействие на окружающую среду нам удалось этот тариф снизить на 8%.

По результатам работы регионального оператора за прошлый год мы на текущий год ещё на 2% снизили единый тариф. И в настоящее время средняя стоимость услуги в республике за ТКО для человека составляет 86 рублей.

Наиболее болезненно этот рост восприняли, конечно, категории граждан, которые прежде не оплачивали услугу по сбору и транспортировке коммунальных отходов либо оплачивали её по экономически необоснованной стоимости.

Здесь важно, как единый оператор оперативно вместе с органами власти наладит эту работу. Вначале появляются проблемы, а когда люди видят, что здесь упорядоченная система сбора мусора и порядок есть, напряжение снижается. И у нас сейчас таких точек, где есть напряжение, практически нет.

В связи с переходом услуги из жилищных в разряд коммунальных значительная часть населения сейчас имеет возможность воспользоваться мерами соцподдержки. Это очень важно.

В рамках майского указа Президента России предстоит большая работа по строительству объектов переработки и утилизации ТКО. Мероприятия планируется реализовать в рамках концессионных соглашений, они заключаются в настоящее время, с привлечением средств как федерального, так и региональных бюджетов и в основном внебюджетных источников. Большие надежды мы возлагаем на национальный проект «Экология».

В этом году актуализирована территориальная схема обращения с отходами. Разработана и внедрена её электронная модель – в виде государственной информационной системы.

В то же время с начала работы регионального оператора возник ряд проблемных вопросов, которые характерны, я думаю, и для других регионов. Позвольте мне их обозначить.

Первое. В связи с тем, что в индивидуальных домах площадь занимаемых помещений больше, чем в многоквартирных, в 2018 году мы приняли решение рассчитывать плату для индивидуальных жилых домов исходя из количества постоянно и временно проживающих граждан, а для многоквартирных домов – исходя из общей площади помещения. Но данное постановление правительства республики были опротестовано прокуратурой, которая ссылалась на нарушение федерального законодательства. Я скажу, да, справедливо нам здесь прокуратура вынесла протест. Поэтому с августа прошлого года мы перешли на стандартный порядок начисления платы за ТКО – исходя из количества проживающих граждан. В результате у регионального оператора возникли трудности с корректным оформлением базы данных потребителей и, как следствие, появились проблемы с начислением и сбором выручки за оказанные услуги.

Что мы здесь предлагаем?

В постановление Правительства Российской Федерации №364 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений» добавить формулировку, позволяющую регионам применять дифференцированный подход в части определения размера платы для многоквартирных домов и индивидуального жилищного сектора, в том числе и на территории отдельных муниципальных образований.

Также предлагаем рассмотреть целесообразность применения формулы определения платы за оказание услуги по обращению с ТКО с учётом постоянной и временной составляющих. Постоянная составляющая определяется исходя из площади занимаемого помещения, а переменная – исходя из количества проживающих в помещении граждан. Считаю, что данный подход будет наиболее объективным и позволит учесть интересы всех категорий населения – как тех, кто живёт на больших площадях, так и больших семей, проживающих в маленьких помещениях.

Кроме того, мы предлагаем рассмотреть возможность заключения соглашений о взаимодействии между региональными операторами и Федеральной службой регистрации, кадастра и картографии, а также Управлением по вопросам миграции МВД Российской Федерации. Это позволит оператору поддерживать актуальную абонентскую базу, что позволит корректировать начисления платы на услуги и процент оплаты.

Со своей стороны республика и дальше будет активно заниматься этой проблемой, для того чтобы достигнуть тех параметров, которые ставят Президент Российской Федерации и Правительство.

Заключительное слово Дмитрия Медведева

Д.Медведев: Начну с последней темы, которую обозначил Александр Юрьевич Дрозденко. Понятно, что мы там установили такой режим, когда можно всё это сдвинуть, но это приводит к тем последствиям, о которых было сказано. Кто-то работает, готовится к проведению реформы, а кто-то говорит: у меня такая ситуация, мне тяжело, большой субъект Федерации, надо подготовиться… Очень часто это всё создаёт проблемы: возникает чересполосица, контактов нет, и преобразования в том субъекте, который уже готов, из-за этого вести нельзя. Давайте подумаем в отношении того, чтобы это законодательство подкорректировать.

По всей вероятности, надо будет дать правильную индикацию регионам, которые пока размышляют, чтобы они определялись быстрее. Установить предельный срок, и всё. В течение этого года (у нас сейчас февраль) что получится? Субъекты, которые находятся рядом, не могут работать или могут работать только в рамках соглашений, на которые трудно пойти или которые трудны в заключении. Может, сократить этот срок, может, ещё как-то поступить… Но сама по себе эта ситуация ненормальная. Может, предусмотреть какую-то ответственность. Тем более что, я знаю, пройдёт год, потом придут к нам и скажут, что по политическим причинам или ещё каким-то нам нельзя это делать, потому что мы по этим и этим позициям не готовы. Одни будут работать, создавать новые возможности, нести издержки, а другие вообще ничего делать не будут.

Коллеги, так не годится. Подготовьте изменения в федеральное законодательство. Юрий Яковлевич (обращаясь к Ю.Чайке), я просил бы прокуратуру посмотреть по регионам, где этот переход не осуществляется, обоснованность такого рода решений. Это первое.

Второе. Я уже сказал и по поводу ответственности за правонарушения, и по нормативам для регионального оператора. По поводу изменений в постановление №364 о коммунальных услугах, упомянутое здесь. Я не против того, чтобы проработать такую дифференциацию. Посмотрите, условия действительно разные. Как минимум жизнь в многоквартирном доме отличается от жизни в индивидуальном доме. С другой стороны, количество мусора может быть одинаковым, к примеру, а если норматив существенно отличается, то это несправедливо. Надо подумать, каким образом эту дифференциацию установить. Я не говорю, что так, как было сказано. Может, как-то иначе. Но это важно сделать.

Абсолютно согласен с коллегами, которые говорили о необходимости контролировать рост платежей – это само собой разумеется, это святая обязанность, что называется, – и поддерживать малообеспеченных граждан, малообеспеченные семьи, которым трудно соответствующие платежи осуществлять.

Также мне кажется абсолютно справедливым и важным начинание, связанное с фиксацией проблем в социальных сетях. Люди сейчас это и так делают весьма активно, но нужно, чтобы власть на это обращала внимание. Вот было сказано, что это мониторится и уходит, допустим, на какие-то специальные ресурсы, – это очень правильно. Причём если проблема решается – а она должна решаться в короткой перспективе, – соответственно, должны выкладываться материалы, свидетельствующие о её решении. Это правильный опыт. Думаю, что это надо распространить на все субъекты Федерации и нашей публично-правовой компании тоже этим заняться. Просто смотреть, кто как реагирует на вопросы, возникающие у населения.

И последнее. Коллеги, мы с Вами понимаем, что самым худшим результатом этой работы, просто её дискредитацией будет ситуация, когда тариф вырос, пусть даже не очень значительно (значительно расти просто не должен), а никаких изменений не видно. Это категорически недопустимо. И ровно этим нужно заниматься. Если преобразования идут, система должна меняться. Людям должно становиться лучше от этого. Хочу, чтобы все это осознали как свою индивидуальную ответственность в качестве главы субъекта Федерации.

Источник: Правительство РФ

Добавить комментарий


Вы сейчас здесь: