Дмитрий Медведев принял участие в совещании-семинаре судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов России

На совещании-семинаре судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов России обсуждались итоги работы судов общей юрисдикции и арбитражных судов за 2018 год и задачи на 2019 год.

Из стенограммы выступления Дмитрия Медведева на совещании-семинаре судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов России:

Д.Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги, Вячеслав Михайлович (Лебедев, председатель Верховного суда Российской Федерации)!
Приветствую всех, кто принимает участие в ежегодном совещании судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Здесь присутствует руководство региональных и военных судов, и в режиме видеоконференции за нашей работой следят коллеги из субъектов Федерации. Это на самом деле очень правильно, поскольку позволяет получить информацию о том, что обсуждается на семинаре, что называется, из первых уст.

В ходе совещания будут подведены итоги работы за прошедший год и состоится обсуждение путей совершенствования судебной системы, в том числе с учётом постоянно растущей нагрузки на судей.

В 2017 году было рассмотрено более 28 млн дел – и в общей юрисдикции, и в арбитраже, а также военными судами и мировыми судами. По итогам 2018 года их уже было более 31 млн. И эта цифра явно будет расти. Люди всё чаще предпочитают решать любые споры в суде. Это в целом говорит о доверии к российскому судопроизводству. А с другой стороны – о том, что правовая грамотность граждан нашей страны растёт.

Такой огромный объём дел – итог работы более 33 тысяч судей. Конечно, это нелёгкая задача, нелёгкая ноша, но важно, чтобы эта нагрузка не сказывалась на качестве и скорости принятия судебных решений, ведь от их эффективности зависит уровень защиты прав граждан нашей страны.

Решение этой задачи требует системного подхода, и для Правительства это важная часть работы. Чтобы снизить постоянно возрастающую нагрузку на судей и одновременно повысить открытость судов для людей, с этого года начинает работать новый механизм пересмотра судебных решений. Для заявителей возможность объективного рассмотрения дел в апелляционной и кассационной инстанциях очень важна. Таких решений, которыми все были бы довольны, не бывает практически никогда. Раньше апелляция и кассация проходили в одном регионе, часто в одном и том же здании областного суда, и это всегда порождало сомнения в том, что дело рассмотрено объективно. Теперь работу своих коллег будут проверять межрегиональные суды. Это будет способствовать и снижению давления по резонансным делам.

Не позднее 1 октября 2019 года должны приступить к работе девять кассационных и пять апелляционных судов общей юрисдикции. По такой системе – кассация и апелляция в межрегиональных судах – вполне успешно работает арбитраж. Я уверен, что так же будет и в системе судов общей юрисдикции.

Мы совместно продолжаем работу по цифровизации судебной системы. По этому направлению сделано уже немало.

С 2012 года работает автоматизированная система ГАС «Правосудие». Её информационная база, где хранятся в том числе электронные архивы судебных дел, постоянно пополняется. В банке данных этой системы уже более 80 млн дел.

Кроме того, активно ведётся работа по размещению в интернете решений судов. При этом исключается утечка персональных данных. Очевидно, что не все хотят, чтобы их споры, особенно по семейным и гражданским делам, выкладывались в интернет. Поэтому посмотреть такое решение может только участник процесса через свой личный кабинет. Так можно получить сведения о состоянии своего дела и на сайте Верховного суда. В вашей базе данных уже более 600 тыс. дел.

Расширяется возможность подавать документы в суд в электронном виде. В прошлом году суды общей юрисдикции приняли более 500 тыс. заявлений в электронном виде, и более 250 тыс. заявлений поступило в арбитражные суды.

Есть и возможность вести рассмотрение дел через систему видео-конференц-связи. Сейчас продолжается работа по подключению следственных изоляторов к оборудованию для трансляции, чтобы заявитель мог участвовать в рассмотрении обжалования приговора, даже если он отбывает наказание в другом регионе.

Работу по технологической модернизации судебной системы нужно обязательно продолжать, мы будем её вести в том числе в рамках реализации большой национальной программы по цифровой экономике. А там запланированы очень значительные средства. Причём, по моему мнению – это касается и судов, и в целом нашего делового оборота, – нам нужно средства на эти цели выделять в приоритетном порядке. Поскольку это та матрица, на базе которой сейчас осуществляются коммуникации между всеми ветвями власти, между властью и обществом.

Чтобы обеспечить развитие судебной системы, мы выделяем немалые средства. В этом году в бюджете заложено более 200 млрд рублей. Деньги пойдут на содержание судейского корпуса, на охрану судов, а также на расходы по защите информации, которая содержит персональные данные.

Кроме того, мы ведём работу по улучшению организационного обеспечения мировых судей. Не так давно был принят соответствующий закон, который этому процессу должен помочь – имея в виду существующее разделение полномочий в этой сфере.

Расходы на судебную систему – это расходы, в значительной степени направленные на обеспечение независимости и беспристрастности правосудия. Это и возможность привлечь способную молодёжь для работы в судах (такая задача, вне всякого сомнения, стоит). А в итоге – обеспечить гражданам нашей страны качественную и эффективную судебную защиту их прав. Так что оказывать государственную поддержку развитию судебной системы мы, естественно, будем и дальше.

Между судами, судебной системой в целом и Правительством сложились хорошие рабочие отношения, в том числе в сфере законопроектной деятельности.

Одним из примеров совместной работы можно считать законопроект о регулировании примирительных процедур, так называемой медиации. Он предполагает создание института судебного примирения, определяет роль суда в этом процессе и принципы таких процедур. Сейчас этот законопроект готовится ко второму чтению. Его действительно ждут, особенно в деловой среде.

Ещё одно важное направление, которым мы сейчас плотно занимаемся, – это модернизация контрольно-надзорной деятельности. Я недавно говорил об этом в своём выступлении на Гайдаровском форуме. Мы проводим корректировку законодательства, готовим предложения, чтобы в этом законодательстве – а оно у нас громоздкое и очень сильно связано ещё с советским периодом – не было избыточных, устаревших и неэффективных норм, которые и обычным людям мешают работать, и бизнесу, создают возможности контролёрам для зачастую ненужных проверок, дают дополнительную нагрузку, в том числе и на судебную систему.

Мы решили применить определённые принципы, заключающиеся в том, чтобы, по сути, отсечь ранее существовавший массив законодательства в этой сфере. Но конечно, не путём механического решения о том, что всё, ранее принятое, применению не подлежит. Естественно, это должен быть процесс, который позволит заместить неэффективные нормы более эффективными, а в ряде случаев – просто отказаться от регулирования.

Предполагаем, что будет разработан новый свод правил, по которым будут проводиться проверки, и соответствующие законопроекты будут внесены в Государственную Думу.

Конечно, эти изменения скажутся на работе судебной системы. Я уверен, что модернизация этой сферы позволит сократить нагрузку на суды, а значит, поможет повысить качество принимаемых решений.

Уважаемые коллеги! Хочу поблагодарить всех вас за большую работу.

Судебная система в нашей стране действительно помогает нашим гражданам защищать свои права. Доверие к судебным решениям и судебной системе в целом – это в значительной мере доверие к власти в нашей стране. И ваши заслуги в укреплении этого доверия неоспоримы.

Из стенограммы доклада председателя Верховного суда Российской Федерации Вячеслава Лебедева об итогах работы судов общей юрисдикции и арбитражных судов за 2018 год и задачах на 2019 год:

В.Лебедев: Уважаемый Председатель Правительства Российской Федерации! Уважаемые участники совещания!

В настоящее время в Российской Федерации реализуется концепция, направленная на повышение эффективности правосудия, улучшение инвестиционного климата.

По инициативе Президента Российской Федерации введено обязательное аудиопротоколирование и автоматизированное распределение дел между судьями. Законодательно закреплён правовой статус помощника судьи, установлены критерии разграничения судебной ошибки и дисциплинарного проступка.

По предложению Президента законодательно закреплены основания и порядок жилищного обеспечения судей. В 2019 году приступит к работе кассационный и апелляционный суды общей юрисдикции, образованные по принципу экстерриториальности.

Новой судоустройственной моделью исключается совмещение нескольких судебных инстанций в одном суде, а также возможность влияния на правосудие со стороны региональных групп интересов.

В связи с созданием кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции внесены поправки в гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное законодательство и законодательство об административном судопроизводстве, предусматривающие введение принципа сплошной кассации, в соответствии с которым все кассационные жалобы будут рассматриваться судами общей юрисдикции в судебном заседании.

В 2019 году запланировано принятие постановлений Пленума Верховного Суда России, разъясняющих процедуру перехода полномочий к новым судам.

Реформирована система военных судов путём создания кассационного и апелляционного военных судов. Территориальная юрисдикция военных судов приведена в соответствие с образованными в Российской Федерации военными округами.

Принятые законы, направленные на дальнейшую унификацию институтов гражданского, арбитражного и административного судопроизводства, предусматривают профессиональные представительства в судах кассационной инстанции.

Расширена сфера применения упрощённого производства по экономическим спорам.

Законодательно закреплены гарантии финансирования мировой юстиции.

В 2018 году проделана значительная работа по обеспечению единообразия судебной практики. Принято 17 постановлений Пленума Верховного Суда, которые содержат более 400 правовых позиций по вопросам правоприменения. Всего принято 55 постановлений пленума. Утверждено и направлено в суды 13 обзоров судебной практики. В 2018 году судами Российской Федерации рассмотрен большой объём различных категорий дел в первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях – с высоким качеством и в основном в разумные сроки.

В порядке гражданского судопроизводства судами общей юрисдикции рассмотрено по первой инстанции 17,3 млн дел, что на 2,2 млн больше, чем в 2017 году, – это 19%. Это обусловлено прежде всего существенным увеличением количества споров, связанных с исполнением кредитных обязательств. Рассмотрено 5,6 млн дел этой категории (рост на 1,7 млн по сравнению с предыдущим годом). Общая сумма удовлетворённых требований составила 830 млрд рублей.

3 июня 2018 года исполнилось два года со дня вступления в силу законодательных ограничений коллекторской деятельности. Вместе с тем проблемы в этой сфере сохраняются. Избыточные и необоснованные требования посягают на неприкосновенность частной жизни, поэтому обращения пострадавших от этих действий о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению.

Продолжается увеличение количества жилищных споров – с 5 млн до 7,1 млн дел. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» предусмотрено обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда, создание условий переселения граждан с соблюдением их жилищных прав.

В этой связи судам необходимо принимать во внимание, что в процессе реализации региональных адресных программ переселения из аварийного жилья граждане имеют право на предоставление благоустроенного жилого помещения, площадь которого должна быть равнозначна площади ранее занимаемого помещения.

Наибольшую категорию жилищных споров (95–96%) составляют дела о взыскании коммунальных платежей и взносов за капитальный ремонт. Количество таких дел возросло до 6,7 млн в 2018 году.

В суды по-прежнему поступает значительное количество дел, связанных с исполнением договоров участия в долевом строительстве. В 2018 году рассмотрено 27,6 тыс. таких дел. При рассмотрении этой категории споров суды должны исходить из необходимости повышенной защиты прав гражданина, выступающего слабой стороной в отношениях с застройщиком. Одностороннее изменение застройщиком сроков строительства является основанием для расторжения договора долевого участия по инициативе гражданина в судебном порядке.

С 1 июля 2019 года строительство многоквартирных домов будет осуществляться в форме проектного финансирования, что усилит дисциплину в этой сфере.

Существенное место в судебной практике занимают земельные споры. Ежегодно рассматривается более 200 тыс. дел этой категории. В 2018 году рассмотрено 210 тыс. таких дел.

Интенсивно развивается рынок страховых услуг. В 2018 году количество споров о взыскании страхового возмещения составило более 335 тыс. При этом судами удовлетворено 90% обращений на сумму более 33 млрд рублей. С 1 июня 2019 года страховые споры будут в досудебном порядке рассматривать уполномоченные по правам потребителей финансовых услуг, что будет способствовать добровольному и оперативному исполнению страховых обязательств.

Верховный Суд Российской Федерации уделяет значительное внимание не только отношениям в сфере финансовых услуг, но и другим аспектам договорного права. 25 декабря 2018 года Пленум Верховного Суда принял постановление «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора», в котором даны разъяснения о новых институтах договорного права (они введены в 2015 году) – рамочных и абонентских договорах, а также заверениях об обстоятельствах.

Важное социальное значение имеют семейные споры, количество которых в 2018 году составило свыше 1 млн дел. Половина из них – дела о расторжении брака и разделе общего имущества супругов. Следует учитывать, что недвижимое имущество, приобретённое за счёт материнского капитала, поступает в общую собственность всех членов семьи, включая несовершеннолетних детей, поэтому при разделе такого имущества между супругами необходимо учитывать долю, принадлежащую их детям.

Продолжается тенденция сокращения усыновлений – до 12,2 тыс. дел в 2018 году. Почти на одну четверть сократилось усыновление иностранными гражданами – до 248 решений.

Значительно сократилось количество дел по трудовым спорам – с 580 тыс. до 440 тыс. (на 24%), в основном за счёт дел об оплате труда, которых рассмотрено 380 тыс. (86%). Судами удовлетворено 97% требований об оплате труда на общую сумму 16 млрд рублей.

В связи с введением в Трудовой кодекс Российской Федерации главы 48 Пленум Верховного Суда России принял постановление «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей – физических лиц и у работодателей – субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям». В постановлении особое внимание уделено критериям разграничения гражданских правоотношений и фактических трудовых отношений.

Большое внимание в судебной практике уделено делам о пенсионных правах граждан. Рассмотрено 64 тыс. дел по искам граждан к Пенсионному фонду, более 87% требований удовлетворено.

На одну четверть увеличилось количество дел о защите интеллектуальной собственности – их рассмотрено около 2 тыс.

В системе национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации до 2024 года важное место занимает создание гибкой системы правового регулирования цифровой экономики. В связи с этим Верховным Судом Российской Федерации в текущем году запланировано принятие постановления Пленума Верховного Суда о некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса о правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Арбитражными судами Российской Федерации рассмотрено 1,9 млн экономических споров – на 160 тыс. больше, чем в 2017 году. Из них 1,15 млн, или 60%, – это споры, возникающие из гражданско-правовых отношений. Из них 290 тыс. – споры, возникающие из договоров энергоснабжения.

Базовым принципом отношений между потребителями и теплоснабжающими организациями является доступность теплового ресурса. Поэтому замена одной теплоснабжающей организации на другую не является основанием для взыскания с потребителя платы за тепловую энергию в соответствии с повышенным тарифом, установленным для нового поставщика.

На 34% – до 18 тыс. возросло количество дел о спорах, возникающих из обеспечения государственных и муниципальных нужд.

C 26 августа 2017 года действует введённый по инициативе Верховного Суда России досудебный порядок рассмотрения споров между страховщиками по договору ОСАГО, что сократило вдвое количество страховых споров в арбитражных судах – с 132 тыс. в 2017 году до 68 тыс., что свидетельствует о целесообразности дальнейшего развития досудебных процедур, способствующих разрешению конфликтов.

3 июля 2016 года вступили в силу законодательные изменения порядка одобрения хозяйственным обществам крупных сделок и сделок с заинтересованностью.

В связи с этим Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 26 июня 2018 года обратил внимание судов на то, что сделка считается выходящей за пределы обычной хозяйственной деятельности лишь в том случае, если её совершение приведёт к прекращению деятельности общества, изменению её вида либо существенному изменению её масштабов.

В 2018 году увеличилось до 58 тыс. случаев рассмотрения арбитражными судами дел о банкротстве с рассмотрением в этой процедуре более 620 тыс. обособленных споров.

27 ноября 2018 года Пленум Верховного Суда России принял постановление о внесении в Государственную Думу проекта федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон о несостоятельности (банкротстве)», в соответствии с которым предлагается наделить арбитражных управляющих правом устанавливать требования к кредитору (должнику) и рассматривать вопрос об их обоснованности во внесудебном порядке.

Такая практика в настоящее время реализуется при банкротстве некоторых категорий должников (например застройщиков, банков) и показала свою эффективность, оперативность и экономичность.

В 2018 году завершено производство свыше 35 тыс. дел о банкротстве граждан – на 12 тыс. больше, чем в 2017 году. Актуальные разъяснения для этой категории дел даны в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан», в котором затрагиваются вопросы исключения из конкурсной массы единственного жилья и средств, необходимых для нормального существования гражданина, раздела имущества между супругами после признания гражданина банкротом.

В работе Верховного Суда Российской Федерации особое внимание уделяется защите прав иностранных инвесторов. Количество споров с участием иностранных инвесторов возросло в сравнении с 2014 годом более чем в пять раз. При этом количество выигранных ими споров увеличилось с 60 до 92%. Для обеспечения единообразного подхода к рассмотрению трансграничных экономических споров Верховным Судом запланировано в текущем году принятие постановления пленума «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского кодекса Российской Федерации о международном частном праве».

Верховный Суд Российской Федерации уделяет значительное внимание международному диалогу в сфере рассмотрения экономических споров, что способствует формированию позитивного инвестиционного климата. 25–26 сентября прошлого года в городе Владивостоке состоялся организованный Верховным Судом Российской Федерации X Международный юридический форум стран Азиатско-Тихоокеанского региона. По итогам работы форума запланирована подготовка проекта постановления Пленума Верховного Суда «О некоторых вопросах, связанных с выполнением судами общей юрисдикции и арбитражными судами функций содействия и контроля в отношении третейских судов».

В целях развития взаимодействия правосудия с альтернативными способами разрешения споров Верховный Суд Российской Федерации внёс в Государственную Думу пакет законодательных инициатив о развитии примирительных процедур. Судами общей юрисдикции в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства, рассмотрено более 4,4 млн дел – на 100 тыс. дел больше, чем в 2017 году. Арбитражными судами рассмотрено 600 900 дел, возникающих из публичных правоотношений, – на 170 тыс. дел больше, чем в 2017 году. Возможность оспорить в судебном порядке нормативный и ненормативный акт является эффективным способом защиты прав и законных интересов граждан. Административные исковые заявления этой категории удовлетворяются по 67% решений.

С 2016 года в сферу судебного контроля включены акты толкования законодательства, обладающие нормативными свойствами. В связи с этим Верховным Судом 25 декабря 2018 года принято постановление Пленума Верховного Суда.

В 2018 году рассмотрено более 178 тыс. административных исковых заявлений об оспаривании действий или бездействия государственных и муниципальных органов и должностных лиц. Из них полностью или частично удовлетворено 48% – 64 тыс. обращений.

Гражданское общество с повышенным вниманием относится к спорам, связанным с согласованием и проведением публичных мероприятий. В этой связи 6 июня 2018 года Пленум Верховного Суда принял постановление, в котором разъяснены согласительные процедуры и порядок проведения публичных мероприятий, а также последствия нарушения этого порядка.

Важное значение имеют административные дела об оспаривании действий и бездействия административных исправительных учреждений и следственных изоляторов, связанных с ненадлежащими условиями содержания. 25 декабря 2018 года Пленум Верховного Суда принял постановление «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», в котором обращено внимание на то, что суд вправе возложить на административного ответчика обязанность представить в суд видеозапись и фотографии помещений мест принудительного содержания, назначить санитарно-эпидемиологические и иные экспертизы.

Социально важную категорию составляют административные дела, связанные с применением Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Процедура рассмотрения таких дел в настоящее время законодателем не предусмотрена. В связи с этим Пленум Верховного Суда Российской Федерации внёс в Государственную Думу проект федерального закона, которым предлагается дополнить Кодекс административного судопроизводства положениями о производстве по данной категории дел.

С 2015 года в порядке административного судопроизводства рассматриваются заявления об оспаривании кадастровой стоимости земли. Количество таких споров увеличилось до 20 тыс. в 2018 году. 97% требований граждан удовлетворяются.

Продолжение следует

Источник: Правительство РФ

Добавить комментарий


Вы сейчас здесь: