Руководитель Рослесхоза Иван Валентик выступил с докладом на заседании Совета Федерации

16 января 2019 года заместитель Министра природных ресурсов и экологии России – руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик выступил с докладом на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В рамках заседания сенаторы обсудили проект постановления Совета Федерации «Об усилении контроля за оборотом древесины и противодействии ее незаконной заготовке».

Соответствующий проект постановления верхней палаты парламента был представлен заместителем председателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Владимиром Лебедевым, который обозначил ряд проблемных и спорных моментов в данной области.

В частности, он отметил, что расхождения в оценке масштабов незаконных рубок лесных насаждений, выявляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и зарубежными экологическими организациями, обусловлены разницей подхода в учетной политике: авторы иностранных докладов к нелегальной относят древесину, заготовленную с нарушением не только лесного, но и смежных законодательств. На деле объемы незаконных рубок не превышают 2 млн куб. метров древесины, что составляет менее 1 процента от объема законного лесопользования.

В свою очередь заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации – руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик обратил внимание на чрезвычайную актуальность данного вопроса. Он уточнил, что в настоящее время противодействие незаконной заготовке древесины осуществляется по линии нескольких ведомств, чья деятельность координируется Правительственным межведомственным Планом по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины в Российской Федерации на 2017 – 2020 годы. Кроме того, под руководством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Алексея Гордеева на постоянной основе работает соответствующая Межведомственная рабочая группа.

В рамках своего доклада Иван Валентик обратил внимание на то, что, несмотря на взаимосвязь вопросов незаконной заготовки древесины и её оборота, между ними существуют значимые различия: «Незаконные рубки – это черные лесорубы, люди, которые работают с лесом без документов. А более опасное явление – это теневой оборот, когда формально документы на вырубку есть, при этом они могут быть либо фиктивными, либо выданы гражданам для получения древесины для собственных нужд. Но эта древесина фактически скупается предпринимателями, и они демпингуют, нанося значительный экономический и экологический ущерб Российской Федерации. Поэтому разные формы противоправной деятельности предполагают разные способы борьбы. За последние полгода была проведена большая работа с профильным комитетом Совета Федерации по анализу причин и выработке тех решений, которые позволят это сделать».

Иван Валентик тезисно обозначил ряд причин и факторов, непосредственно способствующих или влияющих на нелегальную заготовку и теневой оборот древесины.

По мнению заместителя Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации – руководителя Федерального агентства лесного хозяйства, первым фактором влияния является лесоустройство. «Согласно имеющимся данным, сегодня доля площади лесов с недопустимой давностью – более 15 лет, составляет около 70%. При отсутствии достоверной информации о том, сколько леса было изначально, невозможно точно оценить объемы его целевого и нецелевого использования», – сказал он.

Вторым фактором Иван Валентик назвал «отсутствие достоверной системы и государственной статистической отчетности товарной лесопродукции.  Данные ЛесЕГАИС не учитываются Росстатом, – сказал он, –  что не позволяет достоверно оценивать объемы оборота. Кроме того, из отчетности полностью исключен малый и средний бизнес».

Среди источников теневого оборота древесины Иваном Валентиком были названы недостаточный контроль за санитарными рубками и появление на рынке легально заготовленной древесины гражданами для собственных нужд на основании договоров купли-продажи насаждений. Из 14 миллионов заготавливаемой древесины только половина используется для целевых нужд. Кроме того, при устойчивой тенденции к снижению объёмов проведения санитарных рубок анализ показывает, что при этих рубках наблюдается увеличение выхода деловой древесины, ее доля может достигать 40%, хотя нормальной считается ситуация, когда при этих рубках этот показатель не превышает 15 – 20%.

Также были отмечены недостаточная численность лесной охраны, низкая заработная плата лесных инспекторов, износ автопарка, «теневая» деятельность пунктов приема, переработки и отгрузки древесины и другие факторы, негативно влияющие на ситуацию в сфере нелегальных рубок и оборота древесины.

«Для решения этих проблем требуется принятие ряда системных мер законодательного и организационного характера», – сказал заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации – руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик. – В первую очередь, лесоустройство на землях лесного фонда необходимо передать на федеральный уровень, что является единой позицией Рослесхоза и губернаторов. Необходимо наделить Федеральное агентство лесного хозяйства функциями государственного органа по ведению статистической отчетности в сфере заготовки древесины, разработать и внедрить электронный сопроводительный документ на транспортировку древесины и внесение данных о нем в ЛесЕГАИС, установить единый для всей страны порядок отпуска древесины гражданам для собственных нужд, а также увеличить численность лесной охраны. Эти меры в совокупности должны исключить использование различных вариантов легализации древесины неизвестного происхождения».

При этом Иван Валентик отметил тот факт, что указанные меры не дадут полноценного эффекта, пока лесхозам не будет возвращена возможность ведения полноценной хозяйственной деятельности.

«Необходимо дать возможность лесхозам зарабатывать, привлекать биржевые инструменты при реализации заготовленной древесины, что создаст возможности для формирования работоспособной и эффективной лесной охраны, а также будут решены вопросы занятости в отдаленных районах, что должно снизить уровень криминализации сферы лесных ресурсов», – сказал он.

Кроме этого, Иваном Валентиком был затронут вопрос несовершенства существующей системы надзора (лесной охраны). «Несмотря на то, что в Лесном кодексе Российской Федерации на данный момент понятия «федеральный государственный лесной надзор» и «лесная охрана» являются тождественными, это разные виды деятельности, – считает заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации – руководитель Федерального агентства лесного хозяйства, – поэтому их нужно разделить: надзорные функции необходимо осуществлять согласно Федеральному закону № 94-ФЗ, а лесную охрану вернуть в лес».

В ходе заседания сенаторы подняли ряд актуальных вопросов, непосредственно связанных с обсуждаемой темой.

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентина Матвиенко акцентировала внимание на необходимости более активного претворения в жизнь высказанных предложений по усилению контроля за оборотом древесины и противодействия ее незаконной заготовке: «Мы будем последовательно добиваться, чтобы все предложения, которые подготовлены Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию и Рослесхозом, были реализованы. У нас есть четкое понимание, что нужно сделать в кратчайшие сроки».

Так, Федеральному агентству лесного хозяйства рекомендовано продолжить работу по совершенствованию ЛесЕГАИС, предусмотрев включение в нее сведений о транспортировке древесины, а также ускорить проведение работ по подключению ЛесЕГАИС к единой системе межведомственного электронного взаимодействия. Согласно проекту постановления, Федеральному агентству лесного хозяйства необходимо расширить возможности применения дистанционных технологий мониторинга лесов в качестве инструмента федерального государственного контроля (надзора) за проведением органами государственной власти субъектов Российской Федерации мероприятий по борьбе с незаконными рубками лесных насаждений с использованием риск-ориентированного подхода.

«Безусловно, – отметил заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации – руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик, – для нас очень полезен был этот экспертный, профессиональный и объективный взгляд сенаторов и экспертов Совета Федерации на эту проблему. Он позволит нам идти к цели более эффективными способами».

Добавить комментарий


Вы сейчас здесь: