Добрый день, уважаемые коллеги!

Вступительное слово Дмитрия Медведева на заседании Правительства

У нас сегодня внеплановое отчасти заседание Правительства, потому что мы изначально его не планировали, но с учётом того, что есть вопросы, которые подлежат достаточно спешному рассмотрению, такое заседание собрано.

Но начну я с другого.

Сегодня мы отмечаем День Конституции. В этом году основному закону исполняется 25 лет. Я всех поздравляю с этим событием. Не буду говорить о том, какое значение имеет Конституция для нашей страны в целом, для каждого человека, не буду раскрывать юридическую сущность Конституции, поскольку она и так всем понятна. Очевидно, что за эти 25 лет нам удалось на базе Конституции создать современное законодательство, которое регулирует все стороны функционирования государства.

Это довольно короткий срок, поскольку еще 25 лет назад все законодательство у нас было советское, а сейчас у нас практически не осталось нормативных актов советского периода, что, в общем и целом, достаточно любопытное явление, поскольку обычно законодательство совершенствуется в гораздо более длительный срок. Но с учетом того, что, по сути, мы изменили основу общественного устройства, экономическую основу деятельности страны, потребовалось очень быстрое совершенствование законодательства.

Это касалось всех институтов, в том числе и Правительства, наша с вами работа непосредственно связана с реализацией Конституции. Правительство отвечает за то, чтобы каждый закон применялся на практике с максимальной эффективностью, обеспечивает через подготовку и контроль исполнение федерального бюджета, социальные гарантии и условия для экономического роста, решает целый ряд оперативных задач. В общем, все исполнительно-распорядительные полномочия, основные полномочия высшего законодательного и высшего исполнительного органа в нашей стране находятся в плоскости Конституции.

Теперь несколько слов по повестке.

Начнём с изменений, которые планируется внести в Бюджетный кодекс. Они позволят оптимизировать работу с государственным и муниципальным долгом, а также с государственными финансовыми активами. Будет усовершенствована система оценки долговой устойчивости регионов и муниципалитетов. Расширяется перечень показателей, по которым такая оценка осуществляется. Изменяются пороговые значения долговой нагрузки, чтобы снизить её там, где она чрезмерна.

У нас появляется также классификация регионов по группам риска. Это позволит не только получить сравнительную картину, но и сделать более гибкой систему контроля.

Те, у кого риски будут низкими, получат возможность не согласовывать свои программы заимствований, программы гарантий с вышестоящим уровнем власти. А тем, кто, наоборот, значительно наращивает долг, придётся ещё и подготовить план восстановления своей платёжеспособности. Это должно дополнительно укрепить их финансовую дисциплину.

Также мы вносим в Бюджетный кодекс новую главу, которая раньше была отдельным федеральным законом, – об эмиссии и обращении государственных и муниципальных ценных бумаг. С уточнением, что теперь такие бумаги можно будет выпускать лишь в одной форме – в форме облигации. Это сделает их обращение более понятным, более предсказуемым.

Кроме того, мы создадим здесь единые для всех уровней условия государственной гарантийной поддержки, что должно упростить работу бизнеса и снизить риск наступления гарантийных случаев. В целом это должно улучшить общую ситуацию с региональными и местными финансами.

Также мы распределяем ряд субсидий и дотаций регионам. Выделяется 16 млрд рублей на сбалансированность региональных бюджетов 37 регионов, в которых собственные доходы консолидированных бюджетов в этом году оказались меньше, чем первоочередные расходы.

Также мы распределяем между 13 регионами более 7 млрд рублей, которые пойдут в следующем году на социальные доплаты к пенсиям для неработающих пенсионеров. Это и Дальний Восток, и Север, и ряд других регионов. Такие доплаты получат более 430 тысяч человек. В зависимости от региона их размер варьируется от 2 тыс. до 7 тыс. рублей в месяц.

Кроме того, мы должны рассмотреть ряд предложений, которые касаются развития автодорог. Они стали возможными после корректировки федерального бюджета на 2018 год. Мы её недавно провели вместе с коллегами из Государственной Думы. Благодаря общему росту доходов мы сможем увеличить расходы на модернизацию автодорожной системы ещё на 12 млрд рублей, что само по себе, конечно, отрадно.

Давайте приступим к обсуждению этих вопросов.