Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации”» (далее – законопроект) внесён Минфином России.

Законопроект разработан во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июня 2018 года №24-П по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 28 марта 1998 года №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации».

Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии производится в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №52-ФЗ).

Постановлением Конституционного Суда пункт 1 статьи 7 Федерального закона №52-ФЗ признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащееся в нём положение – по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, – допускает отказ выгодоприобретателю, представившему в страховую организацию, уполномоченную по имеющейся у него (сообщённой ему страхователем) информации на осуществление страховой выплаты, а при отсутствии такой информации – страхователю, необходимые для принятия решения об этой выплате документы, в выплате неустойки за необоснованную задержку выплаты суммы в возмещение вреда, причинённого его жизни или здоровью, при наступлении страхового случая, предусмотренного этим Федеральным законом, если договор обязательного государственного страхования со страховой организацией своевременно не заключён.

Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона №52-ФЗ предусмотрена ответственность федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), не осуществившего обязательное государственное страхование, по выплате сумм, причитающихся выгодоприобретателям по обязательному государственному страхованию. Вместе с тем правоприменительная практика свидетельствует о том, что эта норма без регламентации порядка выплаты компенсации страхователем не работает, страхователь не вправе производить самостоятельные выплаты без решения суда. В связи с этим выплата страховых сумм в отсутствие договора обязательного государственного страхования носит затяжной характер.

В связи с этим законопроектом предусматривается комплексное регулирование выплаты компенсации при наличии объективных факторов, связанных с невозможностью заключения договора обязательного страхования.

Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 29 ноября 2018 года.