Мы продолжаем вместе с вами работу по формированию бюджета города на предстоящие три года. Структурными подразделениями мэрии проделана большая работа по подготовке проекта бюджета на 2019 — 2021 годы, во всех районах (округе) и отраслевых подразделениях мэрии прошли обсуждения основных направлений расходов проекта бюджета. Две недели назад состоялось совместное совещание мэрии и Совета депутатов, на котором основные главные распорядители бюджетных средств представили приоритетные направления расходов на трехлетний период и планируемое распределение бюджетных ассигнований на 2019 год. Вчера состоялись публичные слушания и президиум мэрии по рассмотрению проекта бюджета, а сегодня мы подошли к очень важному этапу бюджетного процесса — внесению проекта решения Совета депутатов города Новосибирска «О бюджете города Новосибирска на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» в Совет депутатов. Одновременно в качестве материалов к проекту бюджета мы вносим Прогноз социально-экономического развития города, который является его составной частью.

Коротко остановлюсь на основных параметрах бюджета города Новосибирска. На 2019 год они планируются в следующем объеме:

— доходы — 42 миллиарда 960 миллионов рублей,

— расходы — 44 миллиарда 948 миллионов рублей,

— дефицит — 1 миллиард 987 миллионов рублей.

В плановом периоде параметры бюджета запланированы с ежегодным ростом. К 2021 году доходная часть бюджета планируется на уровне 45 миллиардов 925 миллионов рублей (плюс 3 миллиарда рублей к 2019 году), расходы в 2021 году приблизятся к 47 миллиардам рублей и есть основания полагать, что в дальнейшем эти цифры еще увеличатся.

Хочу еще раз подчеркнуть, что бюджет формировался в условиях непростой экономической ситуации. На протяжении последних четырех лет динамика поступления собственных доходов ежегодно складывалась ниже запланированного уровня, что требовало корректировки вновь принимаемых проектов бюджетов. Однако, в представленном проекте бюджета на 2019 — 2020 годы наметился небольшой рост собственных доходов по отношению к тем объемам, которые заложены в действующей трехлетке. Возможность нарастить доходную базу бюджета обусловлена темпами роста налога на доходы физических лиц в текущем году в связи с повышением заработной платы, в первую очередь в бюджетной сфере, и минимального размера оплаты труда. Хочу обратить Ваше внимание на доходную часть проекта бюджета на 2021 год. Собственные доходы запланированы без роста к 2020 году. Это вызвано тем, что в соответствии с действующей редакцией Налогового кодекса РФ с 2021 года предусмотрена отмена единого налога на вмененный доход, что повлечет сокращение собственных доходов бюджета города на сумму около 1 млрд. рублей. Ситуацию мы понимаем и держим под контролем. Если не будут внесены изменения в федеральное законодательство, то будем работать с Правительством Новосибирской области над замещением выпадающих доходов бюджета города.

Имеющий прирост доходной части бюджета на 2019 — 2020 годы не позволил сбалансировать бюджет без дефицита, так как задачи, стоящие перед городом на трехлетний период в суммарном выражении существенно выше планируемого повышения доходов бюджета.

На 2019 год прогноз по собственным доходам составляет 24,2 миллиарда рублей, он выше, чем ожидаемое исполнение 2018 года на сумму порядка 1 млрд. рублей.

Прогноз 2020 года — 25,3 миллиарда рублей, прогноз на 2021 год рассчитан в сумме 25,4 миллиарда рублей.

В 2019 году наиболее значимыми источниками доходов в составе собственных доходов бюджета остаются налог на доходы физических лиц, его доля составляет более половины всех поступлений, а также доходы, связанные с продажей и арендой земли и имущества, включая имущественные налоги.

Если мы говорим о соотношении собственных доходов и безвозмездных поступлений, то более чем на 43 % доходная часть бюджета города наполняется за счет межбюджетных трансфертов из бюджетов других уровней. Тенденция роста доли безвозмездных поступлений по отношению к собственным доходам началась с 2015 года в связи со снижением норматива по НДФЛ, что привело к значительному сокращению объема собственных доходов. Это определяет серьезную зависимость бюджета города от межбюджетных отношений и предоставляемых субсидий по важнейшим для развития города направлениям расходов.

Объем межбюджетных трансфертов на 2019 год, предусмотренный в проекте бюджета, составляет чуть больше 18,7 миллиардов рублей, что впервые за последние годы превышает уточненный план текущего года. На протяжении ряда лет первоначальная сумма межбюджетных трансфертов в проекте бюджета всегда была ниже, чем уточненный объем МБТ предыдущего года. В результате постоянного взаимодействия в процессе исполнения бюджета мэрии города Новосибирска и Правительства Новосибирской области объемы целевых средств ежегодно удавалось наращивать.

В условиях незначительного роста налоговой базы по ключевым видам налоговых доходов мы должны сосредоточиться на поиске дополнительных резервов по доходным источникам. Город продолжит реализацию запланированных мероприятий по увеличению доходов бюджета города. Также ставлю задачу соответствующим подразделениям мэрии обеспечить дальнейшее взаимодействие с налоговыми органами по повышению собираемости налоговых платежей и сокращению недоимки. В этом году такая работа дала хорошие результаты, за 9 месяцев недоимка по налоговым платежам сократилась более чем на 300 млн. рублей.

Необходимо на постоянной основе осуществлять работу по урегулированию задолженности по аренде земли. Все механизмы претензионно-исковой работы департаменту земельных и имущественных отношений по этому направлению известны, ставлю задачу продолжить их реализацию.

Основной целью при формировании проекта бюджета на период 2019 — 2021 годов было безусловное сохранение всех социальных обязательств бюджета города, в первую очередь обеспечение деятельности муниципальных учреждений, осуществление социальных выплат гражданам, функционирование систем жилищно-коммунального хозяйства и дорожной инфраструктуры. Приоритетным для города остается формирование расходов в рамках программного бюджета.

Бюджет города Новосибирска, как и все последние годы, сохраняет свою социальную направленность. Защищенные статьи расходов, которые включают в себя заработную плату работникам бюджетной сферы, уплату налоговых и коммунальных платежей, социальные выплаты гражданам, публично-нормативные обязательства, расходы на обслуживание муниципального долга, в 2019 году составляют более 70 % расходов, а расходы самой крупной отрасли «образование» — это более 55 % общего объема расходов бюджета.

Текущие расходы за счет собственных средств бюджета города в проекте бюджета 2019 года суммарно по всем главным распорядителям бюджетных средств выше уровня уточненного бюджета 2018 года более чем на 850 млн. рублей (на 3,7 %). Удалось точечно отреагировать и добавить ассигнования по отдельным направлениям расходов.

Однако есть ряд вопросов, которые не в полной мере урегулированы в проекте бюджета:

1) Остается открытым вопрос увеличения ассигнований на заработную плату работникам бюджетной сферы по повышению, произошедшему в 2018 году. В 2019 году на эти цели дополнительно необходимо более 1 млрд. рублей. В текущем году на повышение заработной платы были получены субсидии из областного бюджета в сумме более 800 млн. рублей.

Пока необходимых средств в проекте бюджета нет, но вопрос однозначно будет решен во взаимодействии с Губернатором и Правительством Новосибирской области.

2) Позавчера состоялось заседание правления департамента по тарифам Новосибирской области, на котором было принято решение об увеличении тарифов на перевозку пассажиров в общественном транспорте с 1 декабря 2019 года. Принятое решение потребует увеличения ассигнований на выплаты за перевозку льготных категорий граждан. Помимо этого, необходимо будет во взаимодействии с Правительством Новосибирской области решать вопрос модернизации и обновления подвижного состава муниципального пассажирского транспорта, что вместе с дополнительными средствами от повышения тарифа даст возможность повысить эффективность деятельности муниципальных перевозчиков.

3) В предстоящем трехлетнем периоде планируется ввод большого количества новых образовательных объектов, что поставит перед городом задачи не только по софинансированию расходов на их строительство, но и по оснащению и оборудованию введенных объектов, обеспечению функционирования новой сети в пределах полномочий местного бюджета. Это достаточно серьезные деньги, поэтому этот вопрос также будет прорабатываться с Правительством Новосибирской области.

В программу капитальных вложений в основном включены объекты, строительство которых город осуществляет совместно с областным и федеральным бюджетами. В сложившихся условиях у города недостаточно средств для осуществления инвестиций без поддержки вышестоящих бюджетов. Объем расходов на капитальные вложения за счет собственных средств в проекте бюджета на 2019 год составляет 1 миллиард 87 миллионов рублей, а с учетом межбюджетных трансфертов — уже более 4,3 миллиардов рублей.

Такой существенный рост вызван включением в проект бюджета города сразу нескольких новых объектов капитального строительства, необходимых чтобы обеспечить транспортную доступность к Многофункциональной Ледовой арене, которая будет построена для проведения в 2023 году международного молодежного чемпионата мира по хоккею. На эти цели городу на 2019 год из областного бюджета запланировано более 1 млрд. 400 млн. рублей по следующим направлениям:

— строительство автомобильных дорог — 712 млн. рублей;

— строительство станции метро «Спортивная» — 385 млн. рублей;

— строительство сооружений поверхностного водоотвода — 326 млн. рублей.

По этим же объектам запланированы значительные субсидии в плановом периоде 2020 и 2021 годов.

Также продолжается строительство образовательных учреждений. Средства для участия города в федеральной программе по строительству новых школ предусмотрены на все три года. В 2019 году ожидается получение федеральных и областных субсидий на строительство школ по ул. Виктора Шевелева (Южно-Чемской жилмассив) и ул. Тюленина (жилмассив Родники), областной субсидии на строительство начальной школы для лицея № 130 в Академгородке.

Предусмотрены ассигнования на строительство шести детских садов с ясельными группами за счет трех уровней бюджетов, которые должны быть введены в эксплуатацию в 2019 году. Однако, для завершения строительства, помимо тех средств, которые уже предусмотрены в проекте бюджета необходимо еще более 500 млн. рублей. Этот вопрос мы обсуждали с Губернатором и сейчас он решается во взаимодействии с профильными министерствами Правительства Новосибирской области.

Город продолжает участвовать в крупных федеральных программах «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и «Формирование комфортной городской среды». Пока в проекте бюджета отражены только средства бюджета города и субсидии из областного бюджета, федеральные деньги появятся позже. Могу сказать, что по БКАД объем областных субсидий сохранился на уровне этого года. Мною был поднят вопрос о возможности увеличения объема субсидии из федерального бюджета для города Новосибирска по этому направлению по сравнению с 2018 годом.

По «комфортной городской среде» объем субсидий ежегодно растет. В трехлетнем периоде в рамках этой программы будут осуществляться расходы на реконструкцию сквера Славы перед Монументом Славы в Ленинском районе, и территории Затулинского дисперсного парка в Кировском районе. Ведется работа по получению средств из федерального бюджета чтобы мы могли одновременно реализовать эти два важнейших проекта. На 2020 — 2021 годы в рамках программы предусмотрены значительные средства для благоустройства территории, прилегающей к Многофункциональной Ледовой арене.

Опережающая динамика прироста расходных обязательств по сравнению с темпами роста доходной базы бюджета города обязывает нас максимально объективно оценить перспективы развития и не допустить невыполнения принятых бюджетных обязательств. При этом перед нами стоит задача сдерживать рост внутреннего долга в трехлетнем периоде.

Проведение предельно взвешенной политики по управлению внутренним долгом является непременным условием обеспечения финансовой стабильности и устойчивости бюджета. В текущих условиях для мэрии города это является безусловным приоритетом.

В ближайшее время нам предстоит пройти этап обсуждения бюджета во всех комиссиях Совета депутатов города, чтобы еще более тщательно рассмотреть каждый пункт, каждую цифру. Обращаюсь к своим заместителям, руководителям департаментов и управлений мэрии: вам необходимо обеспечить самое высокое представительство и личное участие на постоянных комиссиях Совета депутатов при обсуждении бюджета и в первом, и во втором чтении.

Также я прошу очень внимательно и взвешенно отработать наказы избирателей, особое внимание необходимо уделить наказам, запланированным на 2019 год. Я понимаю, что возможно не все наказы, предусмотренные в плане мероприятий по реализации наказов избирателей, найдут свое отражение в бюджете учитывая текущую экономическую ситуацию, но прошу обратить особое внимание на наказы, не требующие значительных средств, но очень востребованные жителями города. Обращаюсь к главам администраций: необходимо тщательно отработать этот вопрос с депутатами Совета депутатов на территории района, с тем, чтобы у депутатов было понимание по этому очень важному вопросу.

Учитывая, что Советом депутатов неоднократно на протяжении ряда лет поднимался вопрос увеличения средств на выполнение обращений граждан депутатами Совета депутатов города Новосибирска и ко мне поступило обращение от председателя Совета депутатов Дмитрия Владимировича Асанцева по этому вопросу, мною принято решение об увеличении с 2019 года суммы до 2 млн. рублей на каждый избирательный округ с учетом территориальных групп и общемуниципальной части.

Уважаемые депутаты! Мы направляем Вам для рассмотрения и принятия решения главный финансовый документ города, от которого зависит жизнедеятельность и развитие нашего города, благополучие горожан. Обсуждение проекта бюджета в постоянных комиссиях добавит нам понимания возможностей и приоритетов бюджета, которые я призываю оценивать максимально взвешенно. Я хочу поблагодарить вас за ощутимую поддержку в решении общих задач — особенно при обсуждении проблем, которые касаются межбюджетных отношений.

Наши с вами общие основные задачи — сохранить социальную стабильность и заботиться о людях, обеспечить надежную работу систем жизнеобеспечения и изыскивать резервы, укрепляя экономический потенциал города.

Разрешите передать проект бюджета города Новосибирска председателю Совета депутатов Дмитрию Владимировичу Асанцеву.