Она рассказала, что действующий в настоящее время Закон «О погребении и похоронном деле», принятый в 1996 году, давно перестал соответствовать тенденциям современного развития экономики. Закон устанавливает особый статус специализированных служб (как правило, это унитарные ГУПы и МУПы «Ритуал»), создаваемых органами местного самоуправления. Несмотря на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, который еще в 2008 году определил, что Закон о погребении не исключает возможности выполнения этой деятельности другими коммерческими организациями, многие органы местного самоуправления рассматривают унитарные предприятия в качестве единственных поставщиков ритуальных услуг, создавая барьеры входа на рынок другим участникам.

«Выбор поставщика услуг по содержанию кладбища многими муниципалитетами осуществляется также не на конкурентной основе, в обход Закона 44-ФЗ. Кроме того, зачастую это то же лицо, которое занимается оказанием ритуальных услуг, – пояснила представитель ФАС России. – Поскольку содержание кладбища включает в себя охрану его территории, остальные участники рынка не допускаются на кладбище, либо вынуждены платить за въезд на территорию кладбища сборы, которые в итоге включаются в стоимость услуг и ложатся на плечи потребителей».

Мероприятие по разработке нового Закона о похоронном деле, который должен быть направлен на развитие и поддержание здоровой конкурентной среды в отрасли, включено в «Дорожную карту» по развитию конкуренции, утвержденную Правительством РФ.

Юлия Ермакова также отметила, что Указом Президента органам местного самоуправления рекомендовано активизировать работу по развитию конкуренции в муниципальных образованиях.

«Работа над законопроектом велась несколько лет. Основные предложения ФАС России, касающиеся устранения монопольного положения специализированных служб, исключения избыточных полномочий органов местного самоуправления, позволяющих им устанавливать административные барьеры, разделения разных товарных рынков, установления запрета на навязывание ритуальными агентами услуг родственникам умерших и многие другие учтены в тексте законопроекта», – сообщила заместитель начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Юлия Ермакова.

В документе также прописаны четкие и прозрачные требования к участникам рынка, порядок взаимодействия хозяйствующих субъектов и органов местного самоуправления, введен запрет на выполнение лицами, оказывающими услуги по содержанию кладбищ, ритуальных услуг. Законопроект также предусматривает запрет на оказание медицинскими работниками ритуальных услуг, отсутствие которого в настоящее время приводит к отказу выдачи тел умерших без оплаты родственниками всего комплекса услуг.

«В настоящее время общая цель и регуляторов, и участников рынка – итоговая доработка проекта закона о похоронном деле для создания на законодательном уровне прозрачных, справедливых и равных для всех условий входа на рынок ритуальных услуг и условий хозяйствования на этом рынке», – подчеркнула спикер.

[1] Указ Президента РФ от 21 декабря 2017 г. № 618 “Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции”

[2] План мероприятий («дорожная карта») по развитию конкуренции на 2018–2020 годы в отраслях экономики Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 16 августа 2018 г. No 1697-р