Во-первых, новообразованные городские округа управляются не избранными главами, а назначенными главами администрации – сити-менеджерами, указал эксперт. «Существенных полномочий лишается им сама структура власти. Если ранее в ведении муниципалитета находились такие важные аспекты бюджета, как строительство, дорожное строительство, социальное обеспечение и так далее, то сегодня городским округам существенно сократили функции, сведя их до исполнения распоряжений правительства Московской области. Таким образом, была полностью потеряна инициатива снизу. Муниципальная реформа привела к созданию вертикали власти внутри Московской области. Однако эффективность работы данной вертикали тяжело подтвердить, так как после данных преобразований и упразднения выборных глав можно было зафиксировать рост негативных проявлений – чехарда по смене управленческих команд, падение эффективности их работы, постоянные конфликты на территориях», — сказал собеседник издания.

Кроме того, по его словам, реформа исключила возможность для глав небольших сельских поселений активно участвовать в развитии собственной территории: «Их функции были низведены до уровня начальников отдела — исполнителей самых незначительных поручений. Наиболее важные функции, такие как привлечение инвестиций, развития локальной экономики  — все они стали прерогативой губернатора и его правительства. Однако система, управляемая таким образом, как бы сверху, не может претендовать на объективное выявление реальных проблемных точек, понимание специфики территории и конкретных поселений, качество исполнительной власти в целом резко ухудшилось. Укрупнение муниципальных образований привело к тому, что довольно большие территории перестали развиваться не в рамках крупяных правительственных проектов. Примером тому служат последние события — рост экологической напряженности, проблемы с переработкой мусора, ростом коррупции в системе муниципального заказа. Например, при губернаторе Бориса Громова рядом муниципальных районов рассматривалась самостоятельное возможность по строительству мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов. Деньги на их строительство, точнее инвестиции в переработку, глава собирались привлечь благодаря  местному бизнесу. Однако эти проекты до сих пор не реализованы».

По мнению Гращенкова, в целом, любое укрупнение наносит вред, прежде всего, местному среднему бизнесу, убивает местную инициативу, лишает людей возможности действительно заниматься самоуправлением, а не исполнять волю региональных начальников.