В 2016-2018 гг. субсидию из федерального бюджета получили 21 СОНКО в общей сумме 268,2 млн руб. Финансирование осуществляется в рамках госпрограммы «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах». «При этом обязанность государства по оказанию поддержки СОНКО законодательно не установлена», — отметила в ходе выступления на Коллегии заместитель Председателя Счетной палаты Вера Чистова.

В госпрограмме установлен единственный показатель оценки результативности деятельности СОНКО – это 100% достижение показателей результативности предоставления субсидий из федерального бюджета. «При этом следует отметить, что сам по себе этот показатель не давал представления о вкладе СОНКО в реализацию мероприятий госпрограммы, то есть стала возможна ситуация, когда финансирование осуществлялось ради самой поддержки СОНКО, а не ради достижения показателей госпрограммы», — подчеркнула Вера Чистова.

«Выявлено, что для СОНКО в соглашениях о предоставлении субсидии устанавливались значения показателей, оценить достижение которых представлялось затруднительным», — отметила Вера Чистова.

Контроль за использованием СОНКО предоставленных субсидий МЧС не организован. В период с января 2016 г. по апрель 2018 г. министерство не провело ни одной выездной проверки СОНКО на предмет соблюдения порядка и условий предоставления субсидий.

Требование о казначейском сопровождении предоставляемых СОНКО субсидий на законодательном уровне было установлено только в 2016 г. В 2017 и 2018 годах в связи с внесением изменений в закон о бюджете эти субсидии перестали относиться к средствам, подлежащим казначейскому сопровождению.

Ослабление контроля привело к нарушениям при использовании субсидий. Проверка выявила признаки нецелевого расходования СОНКО этих средств на сумму более 6 млн рублей.

Установленные в соглашениях меры ответственности за невыполнение значений показателей результативности предоставления субсидии незначительны.

«Ответственность за недостижение установленных показателей сводилась к сокращению объема предоставленной субсидии на 1% от суммы субсидии за каждый показатель, но и эта мера за все годы ни разу не применялась, во многом это обусловлено показателями, измеримость которых практически невозможна», — констатировала Вера Чистова.

Коллегия приняла решение направить информационные письма в Правительство Российской Федерации, Минфин России, МЧС России и Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Отчет будет направлен в палаты Федерального Собрания.