В соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации государство – участник Международной организации гражданской авиации (далее – ИКАО) обязано учредить полномочный орган по расследованию авиационных происшествий, не зависящий от других государственных полномочных органов, или передать полномочия по расследованию другим государствам или межгосударственным органам.

В России функции такого полномочного органа закреплены за Межгосударственным авиационным комитетом (далее – МАК). МАК был образован в соответствии с Соглашением о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, заключённым в Минске в декабре 1991 года (далее – Соглашение 1991 года) правительствами стран, образовавших Содружество Независимых Государств.

Минское соглашение обеспечило условия для действия воздушного законодательства СССР до принятия государствами-участниками актов национального законодательства и предусмотрело создание МАК как межгосударственного органа – правопреемника уполномоченных ведомств гражданской авиации СССР.

После формирования в России и других государствах СНГ национального воздушного законодательства и создания соответствующих национальных уполномоченных органов Соглашение 1991 года в значительной мере утратило свои функции.

Согласно распоряжению Евразийского межправительственного совета от 14 августа 2017 года «О создании органа по расследованию авиационных происшествий» был подготовлен проект Соглашения о создании Международного бюро по расследованию авиационных происшествий и серьёзных инцидентов (далее соответственно – проект Соглашения, Бюро) в составе представителей государств Евразийского экономического союза: Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России (далее – Стороны).

Подписанным распоряжением проект Соглашения одобрен Правительством Российской Федерации.

Проектом Соглашения определены основные функции Бюро:

— расследование авиационных происшествий и серьёзных инцидентов в соответствии с требованиями документов ИКАО;

— обеспечение независимого и беспристрастного расследования авиационных происшествий и серьёзных инцидентов;

— сотрудничество и взаимодействие Сторон в отношении расследования авиационных происшествий и серьёзных инцидентов, международное сотрудничество Сторон с другими заинтересованными государствами;

— разработка и использование общего набора правил и процедур по расследованию авиационных происшествий и серьёзных инцидентов;

— содействие использованию общего инструктивного материала, руководств и справочников для специалистов по расследованию;

— повышение квалификации и совершенствование опыта специалистов по расследованию.

Проект Соглашения предусматривает приведение Сторонами национальных законодательств в соответствие с правилами в области расследования авиационных происшествий и серьёзных инцидентов, разработанными Бюро на основе документов ИКАО.

По согласованию с другими заинтересованными государствами Бюро сможет самостоятельно проводить расследования или участвовать в проведении таких расследований совместно с национальными органами по расследованию.

Бюджет Бюро будет формироваться за счёт долевых взносов Сторон.

Вступление в силу Соглашения не повлечёт прекращения действия Соглашения 1991 года и позволит начать формирование актуализированной в соответствии с документами ИКАО правовой базы и подготовку специалистов в области расследования авиационных происшествий и серьёзных инцидентов. Это создаст необходимые условия для обеспечения выхода России из Соглашения 1991 года.

В соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» Соглашение после подписания будет подлежать ратификации, поскольку содержит положения, отличные от предусмотренных российским законодательством.