Валентик высказал благодарность Думе за поддержку: уже в этом созыве были приняты важные для отрасли законодательные изменения. Часть из них вступит в силу уже в январе следующего года, в первую очередь это касается мер по восстановлению лесов, поврежденных хозяйственной деятельностью, природными катаклизмами или вредителями.

Есть и еще ряд вопросов, которые требуют законодательных решений, по ним тоже нужно советоваться с законодателями, получать их поддержку. В частности, это предложение о переводе сотрудников отрасли в статус государственных гражданских служащих, поскольку 70% лесничеств действуют в формате государственных учреждений.

Еще одно предложение Рослесхоза, которое обсудили депутаты, касается возврата ведомству некоторых полномочий, переданных в 2006-2007 годах от лесхозов на уровень субъектов. Сейчас регионам не хватает организационных возможностей и финансов на поддержание инфраструктуры, мероприятия по охране и восстановление лесов. Это мешает надлежащему учёту и контролю за лесными ресурсами, влияет на выплаты в бюджет от предприятий лесной промышленности, поощряет теневой бизнес.

В июле этого года предложения Рослесхоза озвучивались в Правительстве и в целом получили поддержку, сейчас идет детальная проработка. «Если наши предложения будут поддержаны, уже сегодня мы готовы приступить к реализации такой работы, оперативно. Я прошу вашей поддержки, чтобы достаточно быстро подготовить необходимые поправки в Лесной кодекс и внести изменения», — обратился к депутатам руководитель ведомства.

Член комитета ГД по международным делам Татьяна Алексеева задала гостю вопрос о специализированных бюджетных организациях, которым действующее законодательство не разрешает вести вырубку, даже санитарную, поскольку для этого участки леса должны быть в аренде или в собственности.

По мнению экспертов Рослесхоза, ситуацию однозначно нужно менять. Коллизия тоже возникла в 2007 году, когда всю лесохозяйственную деятельность старались передавать бизнесу. Ведомством разработан проект федерального закона, который позволит решить проблему, депутаты могли бы помочь с проработкой деталей и принятием новой нормы.

Зампредседателя комитета ГД по контролю и регламенту Наталья Костенко спросила о мерах, предпринимаемых по защите лесов от природных вредителей, недостаточная борьба с которыми приводит к большому ущербу для лесного хозяйства. Сейчас эта работа фактически лежит на плечах муниципалитетов.

По словам Валентика, ведомство постоянно держит на контроле этот вопрос, принимая все возможные меры профилактики. В прошлом году только в лесах Сибирского федерального округа для предотвращения пандемии шелкопряда пришлось привлечь 1,4 миллиарда рублей из резервного фонда, но предотвращённый ущерб оценивается более чем в 100 миллиардов рублей. Вместе с тем, Рослесхоз предлагал бы сформировать единую службу лесопатологического мониторинга: сейчас эту работу по землям лесного фонда делает Рослесозащита, по УПТ это делает дирекция УПТ, по землям Минобороны — военные лесничества, по землям сельхозназначения — либо собственник, либо вообще никто. Поэтому нужно принимать решение о едином органе.

Член комитета ГД по делам семьи Татьяна Воронина задала вопрос о невозможности для бизнеса построить временную дорогу к участку, где получено право заготовки древесины.

По мнению главы службы, здесь изменение Лесного кодекса может и не понадобиться: такие вопросы решаются на уровне планирования работы в лесничестве. Лесная дорога — это объект многоцелевой, может быть использована после заготовки древесины как дорога противопожарного назначения, нового лесохозяйственного назначения, для строительства временного противопожарного водоема или посадочной площадки для вертолета и так далее. В этом году регионы принимают новые лесные планы на 10 лет, в Рослесхозе готовы эту рекомендацию регионам довести.