По мнению депутата, существующий в настоящее время неуклонный рост перекрестного субсидирования вступает в противоречие с обозначенными в основных целеполагающих документах приоритетами развития электроэнергетики. Растущие объемы перекрестки противоречат магистральному пути развития энергетики, препятствуют повышению эффективности ее функционирования и, соответственно, стабилизации и снижению тарифов.

Председатель Комитета сравнил «перекрестку» с пудовой гирей на ногах, которая «не дает отрасли не то что взлететь, а просто нормально двигаться вперед, отрицательно сказываясь на развитии всей экономики страны».

В свою очередь, директор Департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики РФ Павел Сниккарс отметил, сегодня в России «тарифы для несубсидируемых категорий потребителей уперлись в потолок, и те активно голосуют ногами, уходя в собственную генерацию и инвестируя в присоединение к магистральным электрическим сетям».

В качестве решения Министерство предлагает произвести равномерное распределение величины перекрестного субсидирования на все категории потребителей (исключая население), дифференциацию тарифа на услуги Единой национальной электрической сети (ЕНЭС) в зависимости от категории потребителей и изменение условий оплаты услуг по передаче электроэнергии при прямом присоединении к ЕНЭС.

Предложение Минэнерго о перераспределении величины перекрестного субсидирования встретило существенные возражения участников дискуссии, в том числе, представителей Комитета по энергетике, ФАС, компании «Русал», Сообщества потребителей энергии, НП гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний. По их мнению, такое решение – полумера, которая вместо снижения объемов перекрестки приведет к стимулированию перехода энергоемких промышленных потребителей на собственные источники энергоснабжения.

Заместитель директора департамента Минэкономразвития России Андрей Габов считает, что уход от перекрестного субсидирования, связанного с фиксированными тарифами на электроэнергию для населения, возможен даже при существующей системе формирования цен на электроэнергию.

Начальник управления Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Васильев подчеркнул важность разработки конкретной «дорожной карты» по определению предельно допустимого уровня перекрестного субсидирования на оптовом и розничных рынках электроэнергии и в сетевом комплексе, и сокращению его объемов до этого уровня.

Как возможные меры по минимизации перекрестного субсидирования участники предложили рассмотреть возможность введения дифференциации тарифа на электроэнергию для населения по объемам электропотребления, в том числе с учетом сокращения диапазона применяемых понижающих коэффициентов при утверждении тарифов на электроэнергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей.

Круглый стол на тему «Вопросы перекрестного субсидирования в электроэнергетике, его влияние на развитие отрасли и экономики страны, меры по его минимизации» Председатель Комитета по энергетике Павел Завальный Члены Комитета по энергетике Юшаа Газгиреев и Иван Медведев Председатель Комитета по энергетике Павел Завальный Директор Департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики РФ Павел Сниккарс Председатель Комитета по энергетике Павел Завальный и Первый заместитель Председателя Комитета по энергетике Сергей Есяков

Также предлагалось утвердить целевые ориентиры снижения размеров предельных объемов перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе по годам с ежегодным темпом сокращения перекрестного субсидирования в объеме не менее 15%. Кроме того, прозвучала инициатива об утверждении предельных сроков действия существующих механизмов перекрестного субсидирования (надбавок к цене мощности и пр.), а также исключения их расширения и появления новых видов перекрестного субсидирования на оптовом рынке.

По мнению Комитета по энергетике, эти меры могут дать положительный эффект, и будут включены в рекомендации Комитета в адрес федеральных органов исполнительной власти. Но, прежде всего, необходимо провести анализ влияния перекрестного субсидирования на развитие электроэнергетики и экономики страны в целом, внедрить методологию учета объемов перекрестного субсидирования в электроэнергетике, позволяющую обоснованно и прозрачно учесть все виды и размеры перекрестного субсидирования в отрасли и регионах.