В нынешнем году лесные пожары начались раньше обычного – в начале января. 7 января был зарегистрирован первый пожар в Приморском крае.

На данный момент зарегистрировано 1210 лесных пожаров, это столько же, сколько и в 2017 году. При этом площадь лесных пожаров в настоящее время составляет 483 тыс. га – это почти в 2,5 раза больше, чем в прошлом году (198 тыс. га в 2017 году).

Можно сделать вывод о недостаточно оперативном реагировании на местах. Региональные лесные службы попросту распускают пожары.

Напомню, что в прошлом сезоне мы в целом провели очень качественную работу, отладили механизмы координации служб, занятых в пожаротушении, финансово поддержали наши традиционно горимые субъекты.

Поэтому возникает закономерный вопрос: в связи с чем такие высокие показатели?

По площадям сегодня лидирует Амурская область, где уже третью неделю действует режим ЧС, но ситуация пока не улучшается. На Амурскую область приходится почти 70% общей площади лесных пожаров. С начала текущего года, по данным субъекта, на территории сгорело 347 тыс. га леса.

В то же время, по данным космомониторинга Рослесхоза, этот показатель почти в 3 раза выше предоставленной субъектом информации. Аналогичная ситуация с занижением площадей складывается также в Забайкальском крае (26 тыс. га, по данным субъекта, против 63,5 тыс. га, по данным Рослесхоза).

Это говорит о том, что, как и в предыдущие годы, есть попытки играть с цифрами. Но я хочу сказать, что мы живём не в пещерном веке. Современные информационные системы способны предоставлять нам объективную картину, поэтому я бы не советовал пользоваться сфальсифицированными показателями. Всё это в итоге принесёт обратный эффект.

В целях искоренения такой практики Правительство уже приняло меры. В марте 2018 года вступил в силу федеральный закон, предусматривающий административную ответственность должностных лиц за искажение сведений о лесных пожарах, в частности штрафы. Попросил бы участников нашего совещания донести эту информацию до своих подчинённых на всех уровнях.

Что касается других территорий, в 17 субъектах введён особый противопожарный режим. Это традиционно регионы Дальнего Востока и Сибири и иные регионы, на территории которых наблюдаются способствующие возгораниям климатические условия (на всей территории Тульской, Вологодской, Самарской, Ульяновской областей, Ставропольского края, Республики Алтай и т.д.).

С 2017 года у нас действуют паспорта готовности регионов к пожароопасному сезону или сводные планы, которые утверждаются губернаторами.

По результатам в текущем году проверок Рослесхоза три региона (Приморский край, Свердловская и Челябинская области) получили оценку «не готов», а 23 региона (в том числе Забайкальский край, Амурская и Иркутская области, Еврейская автономная область, Республика Бурятия и ряд других) – «ограниченно готов».

Среди основных причин неготовности регионов – не завершён ремонт технических средств пожаротушения; не укомплектован личный состав пожарных формирований; отсутствуют заключённые госконтракты на выполнение авиационных работ по охране лесов от пожаров.

Указанным регионам выданы предписания, которые должны быть устранены в установленные Рослесхозом сроки.

И несколько слов о финансировании лесной отрасли. Как я уже сказал, в этом году мы увеличили объём субвенций на 4,1 млрд рублей.

Из них увеличены на 1,4 млрд рублей субвенции на авиапатрулирование, 1 млрд рублей направлен на увеличение численности лесных инспекторов.

При этом финансирование ряда субъектов Дальнего Востока и Сибири увеличено более чем на 30%.

И ещё хотел бы привлечь ваше особое внимание к тому, что через неделю стартуют майские праздники. А это значит, что наступает наиболее напряжённый период в пожарной обстановке в связи с массовым выездом граждан на природу. По многолетней статистике, в эти дни количество пожаров увеличивается в 2,5 раза.

Руководителям регионов необходимо взять эту работу под свой контроль, организовать разъяснительную работу с населением.

Вы знаете, что 2018 год объявлен в РФ Годом добровольца. Это хороший повод представителям власти, лесникам более активно взаимодействовать с волонтёрскими и общественными организациями.

При этом должно быть понимание, что тушение лесных пожаров – опасное, очень специфическое мероприятие и требует индивидуальной подготовки и соответствующей квалификации.

Нам известно, что ряд общественных организаций проводят свои тренинги по тушению пожаров, организуют отряды добровольцев.

Хочу подчеркнуть: уполномоченным органам государственной власти необходимо обеспечить контроль за этой деятельностью и за безопасностью самих волонтёров.

Всё-таки основное направление привлечения волонтёров – это профилактика и предупреждение пожаров. Ни в коем случае не должно быть создано ситуации, при которой люди рисковали бы своими жизнями и здоровьем.