Открыли встречу заместитель министра сельского хозяйства России – руководитель Росрыболовства Илья Шестаков и президент Федерации рестораторов и отельеров (ФРИО) России Игорь Бухаров.

Практика показала, что такой формат взаимодействия работает и результат не заставляет ждать. Генеральный директор крупнейшей отраслевой компании «Норебо Холдинг» Вячеслав Стурзу напомнил, что два года назад руководитель Росрыболовства проводил круглый стол для налаживания прямых контактов между рыбопромышленниками и торговыми операторами и совместной работы по формированию устойчивого потребительского спроса на русскую рыбу. Сейчас продукция компании представлена почти во всех федеральных сетях, и сегмент HoReCa предприятие рассматривает как точку роста, надеясь, что через два года будет аналогичный результат.

Судя по ходу дискуссии озвученным предложениям, точкам пересечения – надежды рыбопромышленников имеют основу. Рестораторы, особенно, развивающие моно-концепты, заинтересованы в подаче российской рыбы в лучшем виде не меньше, чем рыбодобытчики.

Руководитель Росрыболовства отметил важность участия рестораторов в проекте «Русская рыба». «За четыре года его реализации мы прошли большой путь, благодаря совместной работе и координации нам удалось многого достичь. Мы проводили Дни русской рыбы в ресторанах, многие из рестораторов нашли себе надежных поставщиков среди именно рыболовецких компаний», – сказал Илья Шестаков. Большая работа проделана маркетинговыми службами, службами закупки, многие рестораторы сами ездили на Дальний Восток, чтобы встретиться с поставщиками и прорабатывать организацию логистики.

«Сейчас наша цель – дальнейшее поступательное развитие. Мы хотели бы здесь совместно обсудить, что делать в плане популяризации. Рыба отечественная продается, блюда из нее готовятся, но мы понимаем, что ресторан – это лучшее место для продвижения, так как на прилавке сложно определить, какой вкус в итоге будет у продукта», – отметил руководитель Росрыболовства.

Глава ведомства предложил определить виды водных биоресурсов и продумать технологии продвижения. «Это должны быть виды для массового потребителя, не такие популярные, как корюшка или некоторые лососевые. Сейчас нам нужно создать стратегию продвижения новых отечественных рыбных продуктов. Например, это может быть проведение сезонных фестивалей: в плане-графике заложить пока четыре мероприятия в год. Можно реализовать стратегию сезонного продукта», – сказал Илья Шестаков.

В группу видов для продвижения, по мнению главы Росрыболовства, нужно включить минтай, палтус и камбалу, кальмара, терпуга, макруруса, мойву, сельдь, скумбрию и иваси.

Игорь Бухаров согласился, что рестораны являются проводником в сфере питания, законодателем вкуса. Вместе с тем, он сразу же обозначил проблему современного образования в области подготовки поваров – они не знают российскую рыбу и не умеют с ней работать. «Хорошо, если Росрыболовство подключится к нам и поможет проработать требования к образованию», – сказал Игорь Бухаров.

Русскую рыбу надо изучать

О специфике работы с российской рыбой говорили все присутствующие рестораторы. Вопрос существования в условиях контрсанкций заставил изучать рынок, разрабатывать рецепты, искать подход к новому продукту и его позиционирование.

Готовить из жирной семги и дикой нерки или чавычи – большая разница.

Рестораторы делились историями провалов и удачными находками, ожидая найти с рыбаками рецепты общего успешного дела. Например, Аркадий Новиков, открывая ресторан «Недальний Восток» хотел приблизить дальневосточные морепродукты для московской публики. В итоге не получилось и ресторан получился паназиатский. «Я не смог организовать поставки рыбы и морепродуктов с Дальнего Востока», – констатировал он. Конечно, ситуация меняется в лучшую сторону. Только за последние два года Аркадий Новиков открыл два рыбных ресторана. «В моем понимании рыбная продукция востребована и популярна. Рыба – это продукт, на котором можно строить ресторанный бизнес», – подчеркнул ресторатор.

Владелец сети «Мясо&Рыба» и руководитель агентства «РестКонсалт» Сергей Миронов поделился опытом работы только на российской рыбе. На первом этапе было сложно ее найти – за чавычей пришлось самому лететь на Камчатку.

Оба ресторатора в числе проблем отметили нестабильность цен и поставок.

«Сейчас рыбы больше, но проблемы те же. Приходится строить огромный морозильник для передержки рыбы – другого выбора у меня нет, так как стараюсь сделать свой бизнес стабильным. Нет поставщиков, которые хотя бы полгода держат одну цену. А стоимость в течение года колеблется в разы. Есть еще внутренняя проблема – наши повара не умеют работать на российской рыбе. Например, чавыча очень сухая, мы потратили кучу времени на поиск такого рецепта, чтобы по сравнению с норвежской семгой она выигрывала. Приглашал поваров из Канады. Мы готовы работать, разрабатывать рецепты, но нам нужна помощь, поддержка, нам нужна стабилизация», – констатировал Сергей Миронов.

Ресторатор заверил, что может популяризировать любую рыбу – важно наличие стабильного поставщика со стабильным качеством и ценой.

Илья Шестаков подчеркнул, что если определить группы рыбной продукции и делать «декады» или «недели» по времени вылова этих видов, то рыбаки запросто обеспечат качественной рыбой по низкой цене – минтаем, сельдью, палтусом. «И мы это сможем все отследить и проконтролировать», – сказал руководитель Росрыболовства.

Рестораторы поддержали идею с фестивалями – это стопроцентное попадание в цель для того чтобы показать, насколько многогранен российский морепродукт. «Сезонная тема – это правильный фокус для рыбных ресторанов. Нужны официанты, повара – именно носители знаний, которые рассказывают гостю рецепты и историю продукта», – согласился совладелец Boston Seafood & Bar Антон Лялин.

Отношения с ресторанами – долгий горизонт планирования

Развитие многочисленных рыбных ресторанов напрямую зависит от способности рыбной отрасли снабжать этот сегмент. Рестораторы соглашаются, что объемы закупок мизерны для крупных рыбопромышленников, но это совместная долгая история взаимоотношений –  партнерство не на сезон и даже не на два-три года.

«Рыбный ресторан – это не три или четыре блюда в меню, это железобетонно, он никуда не денется, он ваш клиент. Мы ждем рыбу, морскую, речную, аквакультурную. Да, мы не большие покупатели, того же минтая, трески, но хотим лучшее качество и можем показать ваш товар лицом. Нас пока немного, поэтому мы не видны, и с нами не разговаривают. Кровеносная система – это рыбаки. Поэтому считаю, что нам нужно вместе создавать инфраструктуру сбыта, и это долгосрочный альянс», – обратился Антон Лялин к рыбопромышленникам.

При этом вопрос поставок предлагается решить созданием кооперации. Кооператив должен собирать у рыбаков партии рыбы и морепродуктов, упаковывать и привозить, а рестораторы готовы объединяться для закупок.

Вице-президент ФРИО Владимир Баканов предложил выбрать два вида рыбы и силами Росрыболовства, Федерации рестораторов и отельеров и ВАРПЭ сформировать маркетинговую стратегию их продвижения. «Если 10 крупнейших производителей, рыболовецкий организаций смогут договориться об объединении и выделении какой-то незначительной суммы с каждого продаваемого килограмма того или иного продукта, этого будет достаточно, чтобы сформулировать сообщение, которое в свою очередь сформирует восприятие, а если оно будет сформировано, есть куда расти. Увеличение потребления на 10-15% с точки зрения денег огромный бизнес, который учтет интересы и производителей, и логистов, и ресторанов, и розничных операторов, и, самое главное, конечных потребителей», – пояснил Владимир Баканов.

Вопросы продвижения: «суперминтай» для молодого поколения

На встрече обсуждались вопросы формирования спроса и имиджа рыбной продукции. Участники сошлись во мнении, что спрос нужно формировать самим, воспитывать вкус, а не ориентироваться на него. Показателен пример компании «Магаданрыба», которая научила есть россиян северную креветку. До 2011 года вся дальневосточная креветка, добываемая предприятием, уходила в Японию. Но японский рынок очень тесный и волатильный: один год компания зарабатывала очень хорошо, а на следующий – приходилось брать кредиты. Так назрела необходимость диверсифицировать бизнес.

«Когда привезли креветку первый раз в Магадан потенциальному поставщику – нас никто не понял. Есть ряд морепродуктов, которые на рынке не востребованы в принципе. Получается замкнутый круг: оптовая компания всегда ориентируется на спрос, что потребитель спрашивает. А потребитель не спрашивает продукт, которого он в глаза не видел. А нам надо было развивать внутренний рынок: мы снижали цену, продавали дешевле китайской креветки, платили бонусы менеджерам с каждого проданного килограмма. И что произошло? Потребитель понял, что продукт очень хороший», – поясняет генеральный директор компании Руслан Теленков.

С необходимостью создания нового имиджа главной российской рыбы – минтая согласились все участники круглого стола. Сергей Дарькин отметил, что компании все больше занимаются производством филе минтая. «Минтай недооценен сетями, ресторанами. Рыба качественной заморозки на судах, готово к обработке в любом виде, быстро и полезно, и, главное, недорого. Думаю, это продукт будущего», – считает генеральный директор ПАО «ТИГР».

Антон Лялин отметил, что стереотипы ломать нелегко. «Я вижу прекрасную, белую рыбу, фантастического качества, и обнаруживаю, что на упаковке написано минтай. Понимаю, что он не уступает треске, но как я напишу в меню минтай? Приходится придумывать «белая рыба», – говорит ресторатор. И предложил запустить программу «суперминтай». При этом название отражает действительное положение вещей в области переработки минтая.

Рыбаки изменили отношение к этом продукту и технологии. На рынок поступает качественный продукт однократной заморозки с удобной фасовкой в виде филе и стейков.

«Судя по нашей статистике, минтай на российском рынке показывает самую большую динамику роста. В год мы увеличиваем продажи филе минтая больше, чем на 100%, в том году мы реализовали 10 тыс. тонн – считаем, что это хороший показатель для российского рынка. Благодаря тому, что изменился подход к продукту», – отметил Вячеслав Стурзу. Рыбопромышленник добавил, что выстроена вся цепочка, есть береговое производство, холодильники, логистика, продукция присутствует на полке практически во всех федеральных сетях. И следующий шаг – это сегмент HoReCa.

«Для нас интересен этот сегмент сбыта, хотелось бы обменяться контактами и начать прямой диалог, потому что для нас это направление новое и пока не освоенное», – сказал Вячеслав Стурзу.

С другой стороны, стереотипы о минтае как о неприглядной тушке б/г в стрейч-пленке живы только в сознании старшего поколения. У молодежи, которая сейчас все больше ведет здоровый образ жизни и выбирает здоровое питание, минтай будет востребован – нужно только правильно его подать. Рестораторы готовы это сделать при поддержке рыбаков. Участники встречи договорились первый фестиваль в ресторанах сделать на основе минтая.

Вторая часть мероприятия – презентация и дегустация российской рыбы и морепродуктов, которая состоялась сразу после круглого стола в ресторане «Недальний Восток», показала, что из сезонной рыбы можно сформировать разнообразное и вкусное меню. Блюда из минтая оказались самые популярные, представители СМИ заверили, что уже вошли в число любителей этой нежной и полезной белой рыбы.