Ниже можно ознакомиться с кратким содержанием отчетов, подготовленных Счетной палатой по результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Полные версии документов размещены по адресу: http://audit.gov.ru/activities/bulleten/831/

Россотрудничество с нарушениями сдает недвижимость за рубежом

В отчете аудитора Александра Жданькова представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка исполнения Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству полномочий представителя Российской Федерации в отношении расположенного за пределами Российской Федерации недвижимого имущества».

Проверка показала, что действующая в настоящее время нормативная правовая база по вопросам управления федеральной собственностью за рубежом не обеспечивает нормативное правовое регулирование деятельности в полном объеме.

При управлении Россотрудничеством объектами недвижимости за рубежом установлено, что договоры аренды неправомерно заключаются руководителями представительств на основании доверенностей, выданных руководителем ведомства. А тарифы на оказание загранпредставительствами платных услуг, в том числе предоставление помещений в аренду, ежегодно устанавливаются приказами руководителей представительств.

Неиспользуемые помещения и площади Российского центра науки и культуры предоставляются в аренду как на срок до одного года, так и для проведения отдельных мероприятий. По договорам аренды в 17 странах мира сдаются служебные и жилые помещения общей площадью почти 12 тыс. кв. м, или 9,4 % общей площади помещений, находящихся в оперативном управлении Россотрудничества.

Отсутствие в ведомстве должного контроля за деятельностью представительств по управлению имуществом создает потенциальную возможность для злоупотреблений со стороны должностных лиц.

Ежегодное увеличение ставок акцизов на спирт приводит к снижению объемов легального производства

В отчете аудитора Сергея Штогрина представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка результативности администрирования акцизов на этиловый спирт из пищевого сырья, спиртосодержащую и алкогольную продукцию, полноты обеспечения интересов Российской Федерации в процедурах банкротства в части организаций, осуществляющих деятельность в сфере производства и оборота указанной продукции».

По мнению проверяющего, вероятность исполнения прогноза доходов от уплаты акцизов на спирт и алкогольную продукцию в 2012-2014 гг. крайне низка. Ежегодное увеличение ставок акцизов на спирт и алкогольную продукцию, значительно опережающее показатели инфляции, приводит к существенному отставанию роста доходов по уплате акцизов от роста ставок на них, ухудшению собираемости данного вида налога, снижению легального объема производства и реализации спирта и алкогольной продукции. А также влечет за собой рост теневого рынка.

Меры, принимаемые ФНС России по совершенствованию уплаты акцизов на спирт и алкогольную продукцию, недостаточны, в результате растет задолженность перед бюджетной системой Российской Федерации по указанным налогам.

Росавиация неэффективно использует средства на модернизацию Единой системы организации воздушного движения

В отчете аудитора Валерия Богомолова представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, направленных на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2020 годы)».

Деятельность госзаказчиков Программы при ее разработке не была организована должным образом, а оценка реальных возможностей реализации программных мероприятий в планируемые сроки не осуществлялась. Как показала проверка, не достигнуты плановые значения индикаторов и показателей Программы. Не введено в эксплуатацию ни одного из 20 запланированных узлов опорной сети цифровой сети интегрированной фиксированной связи. Автоматизированных приемно-передающих центров из 55 введено лишь 29.В эксплуатацию не введено ни одного из запланированных двух авиационных поисково-спасательных центров.

В ходе реализации мероприятий по модернизации Единой системы организации воздушного движения не достигнута планируемая эффективность Программы. В частности, «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», определенный Указом Президента единственным поставщиком товаров, работ и услуг по Программе, с возложенными на него обязанностями не справился. При этом Росавиация претензии и иски в связи с некачественной разработкой проектно-сметной документации к генеральному проектировщику не предъявляла.

Эффективность использования денежных средств, направляемых на реализацию Программы, снижалась из-за отсутствия должной взаимоувязки в сроках выполнения мероприятий. Так стоимость ежегодного остатка оборудования, приобретенного за счет бюджетных средств, которое не вывозилось со складов поставщиков, а передавалось на хранение производителям, превышала 500 млн. руб. рублей.

Автоматизированная система ПФР не используется фондом в полном объеме

В отчете аудитора Владимира Катренко представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка использования средств, направленных на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий, в Пенсионном фонде Российской Федерации в 2013 году и за истекший период 2014 года».

Проверка выявила ряд нарушений в сфере закупок. Так, был установлен факт оплаты фондом в 2013 г. услуг связи на сумму 321 млн. руб. до подписания актов сдачи-приемки оказанных услуг. В 2013-2014 гг. Исполнительной дирекцией ПФР с забалансового учета были списаны материальные ценности на сумму 1,7 млрд. руб. без получения от отделений фонда необходимых подтверждений об их принятии. В ФАС в отношении ПФР по поводу осуществляемых фондом закупок поступило 52 жалобы, из которых: 5 признаны антимонопольной службой обоснованными, 5 обоснованными частично.

ПФР не предусмотрена адаптация действующего «Комплексного решения по управлению капитальным строительством, материально-техническим обеспечением и недвижимым имуществом» в создаваемую автоматизированную информационную систему (АИС ПФР-2). Более того, Комплексное решение, принятое ПФР в эксплуатацию в 2011 г., на момент проверки не было внедрено в практическую деятельность фонда в полном объеме. В результате 67,8 млн. руб., потраченные ПФР на разработку и внедрение Комплексного решения, были использованы фондом неэффективно.

Комплексное решение не предусматривает подписание внесенных в него документов электронной подписью, что делает эту автоматизированную систему справочным приложением к достоверным результатам ручного «бумажного труда» в форме ежегодной паспортизации недвижимого имущества ПФР.

Нормативная правовая база, регулирующая порядок предоставления государственных гарантий РФ в иностранной валюте, сформирована

В отчете аудитора Татьяны Мануйловой представлены результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ оптимальности действующего механизма предоставления государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте».

В целом нормативная правовая база, регулирующая порядок предоставления государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, сформирована. Однако фактическая реализация свидетельствует о низком уровне их использования для обеспечения поддержки российских экспортеров промышленной продукции.

Программа на 2013 г., предусматривающая предоставление государственных гарантий на общую сумму 6,4 млрд. долл. США, исполнена лишь на 3,5%. С учетом поданных в Минфин России заявок в 2014 г. может быть предоставлено государственных гарантий на общую сумму 1,4 млрд. долл. США или 28% от общего показателя программы государственных гарантий РФ в иностранной валюте на 2014 г.

Инвесторы не выполняют свои обязательства по строительству инфраструктуры туристско-рекреационного кластера «Рязанский»

В отчете аудитора Александра Филипенко представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка правомерности, целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных на создание и развитие туристско-рекреационного кластера «Рязанский» в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» в Рязанской области (совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации)».

Федеральным агентством по туризму не осуществлялся контроль за реализацией инвестиционных проектов, направленных на строительство и реконструкцию инфраструктуры туристских объектов ТРК «Рязанский».

В нарушение постановлений правительства Рязанской области сроки реализации мероприятий, финансируемых, в том числе, за счет средств федерального бюджета, в ДЦП Развития туризма и в Областной программе не установлены. Таким образом, оценка эффективности и результативности использования бюджетных средств невозможна.

Условия соглашений выполнены инвесторами не в полном объеме, а по некоторым инвестиционным проектам не выполнены полностью. Так, работы по строительству туристской инфраструктуры въездной зоны музея-заповедника С.А. Есенина: парк-отеля, банкет-холла, конгресс-холла, туристско-информационного центра, летнего театра до сих пор не проводились, хотя должны быть завершены уже в 2015 году.

Факторы риска реализации мероприятий ФЦП — отсутствие должного контроля со стороны правительства Рязанской области за исполнением инвестором своих обязательств, отсутствие контроля со стороны Ростуризма, а также координации планируемых мероприятий по срокам их реализации и страхования риска ответственности инвесторов за нарушение обязательств по соглашению о взаимодействии.