Во втором чтении рассмотрен проект федерального закона № 391551-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», продлевающий срок государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства в упрощенном порядке, так называемую «дачную амнистию» до 1 марта 2020 года.

Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству – автор законопроекта Павел Крашенинников представил две таблицы поправок.

Законопроектом предлагается продлить сроки действия «дачной амнистии» в отношении объектов ИЖС еще на два года — до 1 марта 2020 года. По его словам, это позволит гражданам и дальше оформлять свои права без необходимости получать дополнительные документы.

Кроме того, как пояснил автор, предлагается до этого срока продлить и возможность установления предельных максимальных цен кадастровых работ субъектами Федерации в зависимости от видов объектов недвижимости, что позволит предотвратить необоснованное завышение цен на кадастровые работы.

Он напомнил, что так называемая «дачная амнистия» была принята в 2006 году, когда был введен упрощенный порядок оформления прав граждан на недвижимость: садовые дома, дачные и садовые земельные участки, а также объекты индивидуального жилищного строительства.

В обсуждении поступивших ко второму чтению поправок участвовали авторы Александр Шерин и другие депутаты. Вынесенные на отдельное голосование поправки были отклонены.

Законопроект принят во втором чтении единогласно, «за» — 406. Третье чтение предложено на 22 февраля.

В первом чтении рассмотрены приоритетные законопроекты:

Инициативу Правительства о реформировании государственного и муниципального контроля — проект № 332053-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» — представил заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Савва Шипов.

Докладчик отметил, что за многие годы рассмотрения инициативы и более 500 предложений данный «законопроект вобрал в себя лучше», он «является консенсусным документом», примером новой системы государственного и муниципального контроля.

По его словам, во главу угла в документе поставлены конечный результат и риск-ориентированный подход, а также вводятся новые элементы по профилактике.

Законопроект направлен на комплексное реформирование системы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в России, он призван сделать процедуры проверок более прозрачными и сократить в целом количество дублирующих друг друга проверок.

В документе определяются контролирующие органы. Соответствующими полномочиями могут наделяться федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления. Возможность осуществлять такой контроль получит Банк России, публично-правовые компании и государственные корпорации, государственные внебюджетные фонды, а также государственные учреждения в отдельных сферах деятельности.

Законопроектом вводятся общие подходы к оценке результативности и эффективности такого контроля, а также к координации деятельности контролирующих органов. В документе закрепляется система управления рисками при осуществлении контроля, создание ведомственных систем управления рисками и внедрение их в деятельность органов контроля. В результате оценки рисков объекты госконтроля разделяются на категории риска по шести классам.

В содокладе председатель Комитета по контролю и Регламенту Ольга Савастьянова отметила востребованность в обществе данного законопроекта. По её словам, Комитет поддерживает формирование полноценного института по оценке риска, по изменению оценки показателей (отмене палочной системы), по упреждению возможных негативных последствий. Депутат перечислила ряд замечаний, которые Комитет будет ко 2-му чтению устранять, а также сообщила, что при Комитете создана рабочая группа для устранения замечаний по законопроекту.

В обсуждении участвовали Олег Нилов, Анатолий Аксаков, Олег Смолин, Михаил Емельянов и Юрий Волков.

В ходе обсуждения депутаты интересовались увеличением нагрузки на контролирующие органы, рисками бизнеса, инвентаризацией требований, в том числе и абсурдных требований, проверкой социальной сферы и других отраслей, уточняли критерии оценки работы контролирующих органов.

Концепцию законопроекта поддержали, а также выступили с замечаниями от имени фракций: Игорь Торощин (ЛДПР); Михаил Емельянов (СР), в частности, остановился на ограничении сроков проверок и гласности их проведения, а также реестре проверок; Александр Авдеев (ЕР) обратил внимание на проверку государственных и муниципальных учреждений.

Юрий Синельщиков (КПРФ) заявил, что двухсотстраничный текст документа можно ограничить 30-ю. По его словам, в первом чтении КПРФ законопроект не поддержит.

Законопроект принят в первом чтении, «за» -388.

Как пример межфракционного сотрудничества приоритетный законопроект фракции «Единая Россия» представил Олег Шеин (СР), отметив гарантии социальной защиты, вводящиеся данным документом. Проект № 332647-7 «О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации» уточняет порядок предоставления субсидии (компенсации) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Законопроектом предлагается снять с граждан бремя доказывания отсутствия задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, что является одним из условий предоставления субсидий и компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг для отдельных категорий граждан, и установить, что факт наличия задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальных услуг должен подтверждаться на основании вступившего в законную силу судебного решения. Для проверки наличия у гражданина задолженности, согласно инициативе, уполномоченный по предоставлению субсидий орган должен использовать сведения о решении суда, которым и будет определяться их наличие.

В содокладе первый заместитель председателя Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Александр Сидякин отметил, что законопроект облегчит жизнь более 5 млн граждан. По его словам, сейчас, чтобы получить субсидии или компенсации по оплате услуг ЖКХ для некоторых категорий граждан, необходимо доказать, что задолженностей по оплате нет. Депутат уверен, что реализация предлагаемой нормы освободит граждан, как правило, пожилого возраста, от необходимости доказывать и собирать справки. «Законопроект важный и справедливый, он очень нужен нашим гражданам», — резюмировал А.Сидякин.

В обсуждении участвовали: Олег Смолин, Сергей Иванов, Алексей Куринный, Сергей Катасонов, Сергей Натаров, Андрей Исаев также указал на «яркий пример межфракционного сотрудничества».

Законопроект принят в первом чтении единогласно, «за» — 403.

Проект федерального закона № 336885-7 «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», расширяющий оснований снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания, представила депутат Государственной Думы Ирина Яровая.

Законопроект, по словам И.Яровой, дает гражданину России, как принимающей стороне, право снять иностранного гражданина с учета в связи с утратой мигрантом основания для учета по месту пребывания. Соответствующее заявление можно будет направить в МВД, через МФЦ, почтой или по Интернету.

«Сегодня принимающая сторона, поставив на учет мигранта, не имеет возможности снять его с учета, даже если потеряла с ним контакт или расторгла трудовые отношения. Это является серьезным ущемлением права собственности и других прав на помещение и, фактически, дискриминирует гражданина России в праве пересмотра своих решений по постановке мигранта на учет», — заявила автор законопроекта Ирина Яровая и пояснила, что принимающая сторона может быть подвергнута взысканию, если мигрант проживает не по месту учета.

«Предоставление гражданину России права постановки мигранта на учёт и права снятия его с учета — необходимая мера повышения достоверности миграционного учета, важный сигнал для правоохранителей о необходимости установления места нахождения иностранного гражданина и мера профилактики, которая не позволит мигранту находиться на территории РФ без законных оснований», — отметила автор. По её словам, законопроект был разработан в рамках деятельности рабочей группы Совета Законодателей и поддержан регионами, МВД и профильными комитетамиГосударственной Думы.

В содокладе от Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Рамзил Ишсарин законопроект поддержал.

Законопроект принят в первом чтении, «за» — 371.

№ 314065-7 «О внесении изменения в статью 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» представила автор — депутат Государственной Думы Алёна Аршинова.

Документом предлагается внести изменения, предусматривающие применение гарантий и оплаты не только в отношении педагогических работников, участвующих по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении ЕГЭ, а в целом в проведении ГИА-9 и ГИА-11 во всех формах, установленных действующим законодательством об образовании.

В настоящее время согласно федеральному закону выплата компенсации за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации осуществляется педагогическим работникам, которые участвуют в проведении государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Предлагаемые изменения предусматривают выплату компенсации педагогическим работникам за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам не только среднего общего образования, но и основного общего образования.

Заместитель председателя Комитета по образованию и науке Любовь Духанина поддержала инициативу 100 депутатов, но перечислила ряд замечаний, требующих неукоснительного решения при подготовке ко второму чтению.

Поддерживая законопроект, вопросы задали Вера Ганзя, Александр Шерин, Олег Смолин. Депутаты отмечали, что методику и расценки должно установить Правительство, а не регионы.

Законопроект принят в первом чтении единогласно, «за» — 408.

В соответствии с частью 7 статьи 118 Регламента Государственной Думы рассмотрены и отклонены из-за утраты актуальности, неуказанных источников финансирования следующие законопроекты:

№ 522750-6 «О внесении изменений в статьи 22 и 50 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;

№ 272883-5 «О Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации  по проверке фактов нарушения избирательного законодательства Российской Федерации»;

№ 359137-6 «О Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по проверке фактов нарушения избирательного законодательства Российской Федерации при подготовке и проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Ростовской области»;

№ 1088474-6 «О внесении изменения в статью 396 Земельного кодекса Российской Федерации» (в части установления возможности предоставления в аренду без торгов земельных участков общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации);

№ 277789-7 «О внесении изменения в статью 68 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (в части осуществления общественного экологического контроля);

№ 267529-7 «О внесении изменений в статью 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (в части направления участнику бюджетного процесса копии уведомления о применении бюджетных мер принуждения);

№ 502288-6 «О почетном звании Российской Федерации «Город трудовой славы»;

№ 1112495-6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в части предоставления земельных участков гражданам, прожившим в районах Крайнего Севера не менее 20 лет);

№ 738883-6 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в части введения обязательной классификации объектов туристской индустрии);

№ 971809-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии коррупции» в связи с введением дополнительного ограничения, связанного с личной заинтересованностью лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации»;

№ 737572-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральный закон «О концессионных соглашениях» (в части вынесения в обязательном порядке на публичные слушания проектов концессионных соглашений);

№ 538002-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации»;

№ 826959-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (об усилении ответственности за управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств);

№ 1009384-6 «О внесении изменения в статью 153 Жилищного кодекса Российской Федерации в части частичного освобождения граждан от внесения платы за жилое помещение в случае признания жилого помещения непригодным для проживания, а также освобождения граждан от внесения платы за жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»;

№ 830480-6 «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (в части систематизации жилищного законодательства);

№ 163058-7 «О внесении изменений в статьи 193 и 199 Жилищного кодекса Российской Федерации» (в части расширения перечня оснований для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии);

№ 324414-6 «О внесении изменения в статью 176 Жилищного кодекса Российской Федерации» (в части снятия ограничений на участие в системе накопления обязательных платежей на капитальный ремонт);

№ 507601-6 «О внесении изменений в статью 176 Жилищного кодекса Российской Федерации» (в части расширения круга кредитных организаций, в которых может быть открыт специальный счет);

№ 955224-6 «О внесении изменения в статью 170 Жилищного кодекса Российской Федерации» (в части установления минимального размера фонда капитального ремонта);

№ 711106-6 «О правах граждан при передаче приватизированных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность»;

№ 936644-6 «О внесении изменения в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации» (в части приостановления обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, в которых проведены работы и (или) оказаны услуги по капитальному ремонту);

№ 943037-6 «О внесении изменения в статью 166 Жилищного кодекса Российской Федерации» (в части включения в перечень работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах обеспечения беспрепятственного доступа для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения к общему имуществу);

№ 922222-6 «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» (в части государственной регистрации и допуска к эксплуатации гражданских воздушных судов);

№ 470027-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси)» (о регулировании деятельности организаций, оказывающих услуги по заказу легковых такси);

№ 789949-6 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (о требованиях, предъявляемых к членам комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав);

№ 366026-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросу уточнения порядка регистрации иностранного гражданина по месту жительства» (о допустимости регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства в Российской Федерации при соблюдении учетной нормы площади жилого помещения на одного человека и о бесплатном предоставлении в уполномоченные государственные органы сведений о сделках с недвижимостью с участием иностранных граждан и лиц без гражданства);

№ 300326-6 «О добровольчестве (волонтерстве)» (в части создания правовой основы функционирования в России добровольчества (волонтерства);

№ 540656-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» и статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в части уточнения полномочий субъектов Российской Федерации в области архивного дела);

№ 1120407-6 «О внесении изменения в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части правового регулирования тренировки охотничьих животных).

В завершение депутаты рассмотрели и приняли два проекта протокольных поручений профильным комитетам о направлении соответствующих запросов: о проведении проверки деятельности ПАО Банк «Югра» с целью защиты прав вкладчиков и об изменении границ водоохраной зоны озера Байкал в связи с подготовленным Минприроды проектом распоряжения Правительства.