Татьяна Голендеева: «Либерализация таможенного администрирования стала возможной благодаря автоматизации таможенных операций.  Заложенные в Кодекс приоритет электронного декларирования и отмена необходимости подачи вместе с таможенной декларацией документов, на основании которых она заполнена, в последние годы успешно реализуются российской таможней».

Электронное декларирование стало обязательным в России ещё в январе 2014 года. ФТС России создан электронный архив юридически значимых документов в качестве одного из информационных сервисов «Личного кабинета участника ВЭД», которым активно пользуется российский бизнес. Большим подспорьем в отказе от бумажного документооборота является система межведомственного электронного взаимодействия, в рамках которого таможня работает с 31 федеральным органом исполнительной власти на основании 62 технологических карт.

Татьяна Голендеева: «В целях снижения нагрузки на бизнес, в том числе финансовой, Кодекс предусмотрел двукратное снижение суммы обеспечения для таможенных представителей до 500 тысяч евро, а также возможность непредоставления обеспечения уплаты таможенных платежей теми участниками ВЭД, деятельность которых соответствует установленным требованиям».

Важной новеллой Кодекса стало максимальное приближение института уполномоченного экономического оператора к международной практике, а также его унификация на территории всех стран ЕАЭС. Это важно для оптимизации логистических цепочек и снижения издержек.

Участники сессии обсудили широкий круг вопросов, касающийся изменений таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях Евразийского экономического союза. Заместитель министра финансов России Илья Трунин подчеркнул важность изменений в таможенном законодательстве для бизнес-среды.

Илья Трунин: «Новый Таможенный кодекс ЕАЭС действительно представляет уникальную возможность для улучшения инвестиционного климата. При его написании  была поставлена важная задача, чтобы новый Таможенный кодекс был документом прямого действия, чтобы отсылки на национальное законодательство были только в самых необходимых элементах. На мой взгляд, эта задача решена. Таможенный кодекс, во-первых, стал первым документом прямого действия. Во-вторых, учел опыт совместного функционирования таможенных служб пяти государств в течение шести лет».

Представители бизнеса отметили, что новый кодекс лучше соответствует современным реалиям, нацелен на унификацию таможенного регулирования на территории ЕАЭС. Присутствующие позитивно оценили множество прогрессивных норм: применение технологий автоматической регистрации деклараций на товары и автоматического выпуска товаров, использование механизма «единого окна».