«Центральный вопрос — это духовное развитие и понимание нашими детьми того, что высшей ценностью в мире является человеческая жизнь. Это то, что должна воспитывать семья, школа, церковь», — сказал он.

Следует также активнее противодействовать распространению противоправной информации в Интернете.

«Мы создали законодательную базу, чтобы можно было контролировать работу Интернет-сайтов, проповедующих самоубийство и насилие, напомнил В.Никонов. — Но необходимо блокировать и работу деструктивных Интернет-сообществ. Они имеют прямое отношение к трагическим происшествиям в российских школах. В таких сообществах состояли виновники насилия в Перми и Улан-Удэ».

Затронув аспект физической безопасности школьников, В.Никонов усомнился в целесообразности сокращения кадров правоохранительных органов. «Безопасность — это абсолютный приоритет для нашего общества и страны», — подчеркнул он.

Председатель Комитета коснулся также темы создания полноценной психологической службы в системе образования.

Его заместитель Любовь Духанина обратила внимание коллег, что для этого потребуется дополнительное финансирование.

«В подростковом возрасте тревоги и психологические проблемы есть у каждого ребенка — заметила она. — Именно в этом возрасте ребенок нередко чувствует себя одиноким».

В такой ситуации мог бы помочь опытный педагог и воспитатель, тот, кто каждый день встречается с детьми в классах. Но школьные учителя перегружены.

«Преподавательская нагрузка увеличилась, а внеурочная деятельность напротив сократилась, — констатировала Л.Духанина. — Между тем, это как раз то время, когда учитель может поговорить с ребенком, заметить его тревоги, помочь самореализоваться. Я бы рискнула говорить о снижении урочной нагрузки педагогов при сохранении уровня зарплаты».

При существующей бюрократической нагрузке, будь то подготовка к занятиям, составление образовательных программ, рабочих планов, у педагога просто нет времени присмотреться, что представляет собой тот или иной ученик, согласилась вице-президент РАН Ирина Донник.

«Возле каждого ученика охранника не поставишь. Это нереально. Мы постоянно мониторим соцсети. Везде созданы специальные группы. Все сидят сутками напролет. Но негатив разрастается. Как это остановить? Все, что мы можем, это провести беседу», — призналась она.

Депутат Елена Митина предложила разрешить комиссиям по делам несовершеннолетних направлять детей и подростков на психолого-медико-педагогическую комиссию, не спрашивая согласия родителей.

«Есть дети, которые представляют опасность для всего класса», — аргументировала депутат.

Ее коллега Алексей Силанов отметил, что далеко не все регионы и муниципалитеты в силу своих финансовых возможностей способны обеспечить безопасность в школах.

«Охранные предприятия, обслуживающие школы, существуют на средства родителей. Вопрос требует очень серьезного обсуждения, выработки и принятия конкретных эффективных решений», — сказал А.Силанов.

И у медико-психологического сопровождения в школе, по его словам, проблема та же, финансовая: новая система оплаты труда значительно оптимизировала штатное расписание в этой части.

«В последнее время мы слишком увлеклись анализом учебных достижений учащихся, выстраивая топ-100, 200, 500. Учителя в большей степени сосредоточены на достижении количественно-качественных показателей участия в олимпиадах, конкурсах. А то, что таится в душе ребенка, как правило, остается в стороне», — констатировал депутат.

Подводя итоги обсуждения, В.Никонов резюмировал: «Проблема требует комплексных решений. Недофинансирование образования преступно по отношению к будущему нашей страны».