Счетная палата выявила проблемы в использовании средств на господдержку малого и среднего предпринимательства в регионах

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты параллельного контрольного мероприятия «Проверка реализации мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2014 – 2016 годах и прошедшем периоде 2017 года, в том числе реализации в 2017 году приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (с контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации) в Правительстве Республики Татарстан; Правительстве Алтайского края; Правительстве Ставропольского края; администрации Краснодарского края (параллельно с Контрольно-счетной палатой Краснодарского края) и промежуточные результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ осуществления мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2014-2017 годах».

С докладом выступил аудитор Андрей Перчян.

На заседании Коллегии Счетной палаты было отмечено, что сфера малого и среднего предпринимательства в России характеризуется ростом количества предприятий с 4 531 тыс. на 01.01.2015 до 5 992 тыс. на 10.12.2017 и одновременным сокращением числа работников соответственно с 18 021 тыс. человек до 16 033 тыс. человек.

На федеральном уровне основные мероприятия поддержки МСП предусмотрены по подпрограмме «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика»1. В рамках указанной подпрограммы в 2014-2017 гг. на поддержку МСП из федерального бюджета было направлено в общей сложности 120,5 млрд руб., из которых более половины составили взносы в уставный капитал АО «Корпорация «МСП». При ежегодном уровне кассовых расходов по данной подпрограмме на уровне 95% ее целевые показатели оставались недостигнутыми. Например, достижение показателя «Количество вновь созданных рабочих мест в секторе МСП» в 2016 году составило 35,5 тыс. вместо запланированных 109,5 тыс.

Фактически поддержка МСП также осуществляется в рамках иных федеральных госпрограмм. При этом регионы не владеют полной информации об оказываемой поддержке субъектам МСП из разных источников федерального уровня. Так, в регионах, охваченных контрольным мероприятием, на поддержку МСП из средств федерального бюджета в 2014 - 2016 гг. и в первой половине 2017 г. фактически было выделено и использовано 34,4 млрд руб., при этом в бюджетной отчетности проверенных регионов отражено 9,3 млрд руб.

Бюджетная отчетность не содержит информации об объемах поддержки, оказанной субъектам МСП в рамках госпрограмм. Полнота информации об объемах средств федерального бюджета, использованных на поддержку МСП, не обеспечивается2. В этой связи на практике не обеспечивается принцип прозрачности (открытости) бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренный Бюджетным кодексом.

Сложившийся порядок распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета регионам на поддержку МСП не обеспечивает создание равных условий для развития предпринимательства на всей территории Российской Федерации3. Аудитор отметил, что в 2014-2016 гг. более 20% средств федерального бюджета (11 млрд руб.), предусмотренных на поддержку МСП по подпрограмме «Развитие малого и среднего предпринимательства» госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика», были получены 5 из 85 регионов (Республики Татарстан, Башкортостан, Московская и Свердловская области, г. Москва). При этом Еврейская АО, Магаданская область, Ненецкий АО, Республика Алтай и Чукотский АО получили за этот же период только 0,4% (210 млн руб.) общего объема субсидий из федерального бюджета на указанные цели.

Проверенными регионами допускались случаи несоблюдения условий соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета на поддержку МСП. Администрацией Краснодарского края в 2015 г. и Правительством Ставропольского края в 2014 г. не было обеспечено достижение установленных значений по отдельным показателям результативности предоставления субсидий.

Ряд показателей, предусмотренных соглашениями о предоставлении субсидий на поддержку МСП, не имеет прямой связи с финансируемыми мероприятиями и не может использоваться для оценки результативности использования субсидии. Так, в качестве показателей результативности использования субсидии на докапитализацию региональной гарантийной организации установлен показатель: «создано рабочих мест». Как показала проверка, Минэкономразвития Ставропольского края не осуществляет контроль создания рабочих мест субъектами МСП, получившими поддержку в рамках деятельности организаций инфраструктуры поддержки МСП, докапитализированных за счет средств субсидии, и не располагает данными, позволяющими подтвердить достоверность фактического значения соответствующего показателя. В свою очередь гарантийный фонд Ставропольского края не отслеживает достижение данного показателя получателями гарантийной поддержки.

На Коллегии Счетной палаты было обращено внимание на сокращение объема предоставленных субъектам МСП кредитов с 5 460,3 млрд руб. на 01.01.2016 до 4 917,8 млрд руб. на 01.11.2017. При этом доля кредитов, обеспеченных гарантиями в рамках национальной гарантийной системы, увеличилась, но осталась незначительной: от 1,5% –по состоянию на 01.01.2016 до 4,8% – по состоянию на 01.10.2017. Проверка деятельности гарантийных организаций в охваченных контрольным мероприятием регионах показала, что количество выданных ими поручительств относительно общего количества зарегистрированных на территории региона субъектов МСП также остается незначительным: не более 0,1%.

Контрольно-счетной палатой Краснодарского края, проводившей параллельную проверку, были установлены нарушения и недостатки в деятельности гарантийного фонда и фонда микрофинансирования Краснодарского края, в том числе связанные с использованием предоставленных из федерального бюджета субсидий. Так, значительные объемы средств субсидий, полученных на пополнение фонда микрофинансирования, размещались на банковских депозитах: в 2014 г. – до 92,4%, в 2016 г. – до 41,8%. Материалы по результатам проверки были направлены в Прокуратуру Краснодарского края и ГУ МВД России по Краснодарскому краю для принятия мер реагирования.

Коллегия Счетной палаты приняла решение направить информационные письма в Правительство России, губернатору Ставропольского края, отчеты в палаты Федерального Собрания.

1  Поддержка МСП регулируется Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов МСП, в соответствии с госпрограммами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными программами, а также АО «Корпорация «МСП».

2 Утвержденные приказом Минфина России Указания о порядке применения бюджетной классификации не предусматривают детализацию расходов на поддержку МСП в кодах целевых статей расходов бюджетов по госпрограммам.

3 Утвержденные нормативными правовыми актами Правительства России правила предоставления и распределения субсидий на поддержку МСП предусматривают распределение субсидий между регионами с учетом численности постоянного населения, уровня бюджетной обеспеченности, степени развития сектора МСП, эффективности реализации мероприятий по поддержке МСП. Также Минэкономразвития России ежегодно распределяет регионы по категориям и группам в зависимости от значения коэффициента, характеризующего степень развития сектора МСП.

Добавить комментарий


Вы сейчас здесь: