«Усложнение производства приводит к эволюции конкуренции, — рассказал замглавы ФАС. — Сегодняшние рынки существенно отличаются от тех, что были ранее, все отрасли становятся цифровыми».

Также он отметил, что товар в цифровой экономике отличается своими свойствами от товара рыночной экономики: он нематериален, обладает неограниченной воспроизводимостью, имеет глобальный характер обращения, нулевую стоимость тиражирования и другими свойствами.

Все это приводит к необходимости развития антимонопольного регулирования. Так, в числе вызовов, стоящих сегодня перед конкуренцией, Сергей Пузыревский назвал высокие скорости изменения рынков, иную экономическую модель, размытие границ отраслей.

«Изменения, которые происходят на рынках, должны получить адекватную оценку антимонопольного регулятора», — подчеркнул он и привёл в пример недавно согласованные ФАС России сделки крупных международных компаний, такие как Байер-Монсанто и Убер-Яндекс.Такси. «Байер—Монсанто это сделка не про материальные активы, а про владение информацией», — отметил Сергей Пузыревский и добавил, что она согласована российским антимонопольным регулятором с предписанием совершенно нового типа.

Говоря о картелях, он рассказал о практике применения программ-алгоритмов для согласования цен в рамках антиконкурентного сговора. Также заместитель руководителя ФАС рассказал об использовании современных технологий антимонопольной службой в целях выявления картельных сговоров.

 

В заключение своего выступления Сергей Пузыревский сделал вывод, что сегодняшнее законодательство не в полной мере приспособлено к работе в цифровой экономике. «Необходимо изменение понятийного аппарата, корректировка факторов, учитываемых при оценке доминирующего положения, исключение иммунитетов на запреты для действий на интеллектуальную собственность в ст. 10 и 11 Закона о защите конкуренции, а также определение нематериальных активов в качестве критерия контроля экономконцентрации», — подытожил он.