С 1 января 2017 года на законодательном уровне действует понятие «НКО — исполнитель общественно-полезных услуг». Закон предусматривает возможность оказания таким организациям финансовой и имущественной поддержки на срок не менее чем два года.

За девять месяцев, в течение которых ведется реестр социально ориентированных НКО, в него включено 45 организаций. «В среднем в месяц поступало по четыре-пять заявлений о внесении в реестр», — сообщил А.Коновалов. Наиболее востребованными направлениями, по словам министра, стали социальная адаптация и семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

Выступая перед депутатами, А.Коновалов высказал сомнение, что когда-либо удастся создать единый реестр, содержащий всю информацию о том, какие услуги оказываются социально ориентированными НКО, о качестве таких услуг и поддержке, оказываемой общественным организациям. «Слишком разнородны, слишком вариативны виды деятельности», — пояснил он.

По данным аудитора Счетной палаты Татьяны Блиновой, в 2016 году в России действовало 143 тысячи социально ориентированных некоммерческих организации, в них работали 708 тысяч человек. Наибольшее количество таких организаций действует на территории Центрального и Приволжского федеральных округов, меньше всего — в Северо-Кавказском федеральном округе.

В 2017 году объем финансовой поддержки социально значимых НКО составит 13 млрд. рублей, а в 2018 году он увеличится до 16,5 млрд. рублей.

Вместе с тем, аудитор отметила, что органы власти ненадлежащим образом обеспечивали контроль за целевым использованием субсидий.

«В ряде случаев он осуществлялся поверхностно, только посредством анализа нормативно-правовых актов, методических материалов, а также проведения переговоров и опросов при помощи средств телекоммуникационной сети, — сообщила Т.Блинова. — Отдельные НКО, которым выделялись субсидии, получали доходы от начисления процентов на остатки средств субсидий, размещенных на счетах в кредитных учреждениях. В ряде соглашений не указаны конкретные мероприятия, на реализацию которых выделялись субсидии, а также критерии оценки эффективности использования бюджетных средств».

В ходе «правительственного часа» Николай Коломейцев попросил Минюст проанализировать деятельность Российской экономической школы, которая, по его данным, связана со структурами нацбезопасности США.

Алексей Куринный заметил, что по мере увеличения средств, выделяемых на поддержку НКО, необходимо повышать прозрачность критериев отбора кандидатов и оценки качества услуг, оказываемых НКО. «Нужна открытая публичная отчетность таких организаций», — сказал депутат.

По словам Натальи Костенко, анализ обязательной отчетности, которую НКО представляют в Минюст, показал, что кроме общей численности некоммерческих организаций другой полезной информации там не содержится.

«Реализуемые направления ежегодно копируются НКО в отчеты из уставов организаций, — пояснила Н.Костенко. — Нет понимания, какие мероприятия проводятся, на какие цели тратятся собранные общественные средства. НКО с объемом поступления менее 3 млн. рублей в год сдают в Минюст лишь уведомление о продолжении своей деятельности. Это не позволяет оценить количество фиктивных НКО».

Отвечая на вопрос Дмитрия Вяткина о готовности Минюста к реализации принятого Госдумой и одобренного Советом Федерации закона о СМИ-иноагентах, А.Коновалов сообщил, что порядок признания СМИ иноагентами Министерство разработает в кратчайшие сроки.

«Нужно выходить на единый реестр социально ориентированных организаций, получающих государственную поддержку, оценивать их эффективность и качество работы», — сказал Сергей Гаврилов (КПРФ).

Важным направлением дальнейшего развития законодательства в области НКО С.Гаврилов назвал повышение внимания к деятельности НКО, выполняющих функции иностранных агентов. «Их количество сократилось до 87, заметил депутат, — но изменился ли объем подрывной работы в условиях накала информационной войны?»

По мнению С.Гаврилова, если давление США на российские СМИ продолжится, России стоит перейти к более жестким мерам в отношении СМИ-иноагентов.

Он также предложил расширить правовые механизмы для пресечения деятельности деструктивных культов и зарубежных сект, чья деятельность направлена на психологические манипуляции и запугивание граждан.

Ярослав Нилов (ЛДПР) заметил, что господдержку в основном получают одни и те же организации, «другим не пробиться». Некоторые НКО жалуются, что получая небольшую помощь в виде субсидий, они больше тратят на бухгалтера, чтобы составить отчет о расходовании бюджетных средств. «Наша задача в том, чтобы достичь максимальной прозрачности в деятельности НКО», — подчеркнул депутат.

Тему «прозрачности»  и отчетности затронула и Ольга Савастьянова (ЕР). «Буквально сегодня разговаривала с одной организацией, которая подготовила отчет по гранту на 776 страницах. Это 193 документа», — рассказала депутат, предложив освободить НКО от избыточных требований.

Николай Рыжак (СР) в своем выступлении затронул темы затянувшегося перевода сотрудников упраздненных ФСКН и ФМС в систему МВД, содержания в СИЗО подозреваемых и осужденных, возвращения крупных капиталов из офшоров.

В обсуждении также участвовали Иван Сухарев, Олег Николаев, Игорь Торощин, Михаил Щапов, Елена Драпеко, Александр Шерин, Роман Романенко, Олег Шеин.

После «правительственного часа» депутаты вернулись к обсуждению законопроектов.

Во втором чтении рассмотрены и приняты законопроекты:

№ 300536-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», направленный на обеспечение гласности выборов Президента (представил от Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, в обсуждении поправок участвовал Игорь Лебедев, Алексей Куринный, Сергей Катасонов, «за» — 368);

№ 231361-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» (представил от Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, «за» — 352).

Снят с дальнейшего рассмотрения по причине утраты актуальности принятый в первом созыве и отклоненный Советом Федерации Федеральный закон «О приостановлении одностороннего сокращения и об обеспечении содержания Черноморского флота» (проект № 95058685-1 от Комитета по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками представил Артем Кавинов).

Палата приняла Федеральные законы:

«О внесении изменений в Федеральный закон «О приостановлении действия Федерального закона «О базовой стоимости необходимого социального набора» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (проект № 274627-7 представил от Комитета по финансовому рынку Игорь Дивинский, в поддержку высказался Юрий Олейников, против принятия — Валентин Шурчанов, Валерий Гартунг, «за» — 317);

«Об особенностях перечисления в 2018 году доходов, полученных Центральным банком Российской Федерации от участия в капитале публичного акционерного общества «Сбербанк России» по итогам 2017 года» (проект № 274629-7 представил от Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков, «за» — 400).

По предложению Ризвана Курбанова Государственная Дума поручила Комитету по международным делам во взаимодействии с МИДом принять все меры к скорейшему освобождению члена Совета Федерации Сулеймана Керимова, задержанного во Франции в нарушение Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 года.