Предваряя заседание, председательствующий Вячеслав Володин высказал слова благодарности всем, кто занимался подготовкой и проведением Первого Всероссийского молодежного форума Государственной Думы, состоявшегося 20-21 ноября, отметив вклад в успех мероприятия заместителя Председателя Государственной Думы Петра Толстого, председателя Комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаила Дегтярева, руководителей фракций и сотрудников Аппарата Государственной Думы.

Говоря о том, что «есть большой запрос на проведение аналогичных форумов», Председатель Государственной Думы предложил со следующего года «запланировать проведение этого форума в ежегодном формате — как форума молодых законодателей и экспертов». По его словам, участники мероприятия – «молодые законодатели и эксперты многое сделали для выработки интересных предложений». «Нам очень важно мнение молодых ребят, которые хотели бы реализовать себя именно в этой сфере», — подчеркнул В.Володин.

Депутаты приняли порядок работы Государственной Думы на 22 ноября 2017 года, «за» основу- 376, «за» после обсуждения – 409.

В обсуждении повестки приняли участие: Валерий Рашкин предложивший включить в повестку дня протокольное поручение Комитету по безопасности по поводу, якобы, заложенных 17 ноября в Санкт-Петербурге по маршруту следования кортежа Президента взрывных устройств; Ризван Курбанов также предложил «обратиться в МИД России для обращения в МИД Франции с нотой  протеста о недопустимости нарушения норм международного права» в связи с задержанием члена Совета Федерации Сулеймана Керимова французскими властями; Павел Качкаев предложил перенести на 6 декабря рассмотрение двух законопроектов, № 388150-4 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу развития малоэтажной жилищной застройки территорий» и № 432575-4 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Обсуждены и приняты два постановления Государственной Думы:

Кадровый проект постановления № 314030-7 «Об изменениях в составах некоторых комитетов Государственной Думы и о внесении изменений в постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О составах комитетов Государственной Думы» (о депутатах Д.А.Ионине, С.И.Казанкове, А.Л.Шхагошеве, М.В.Щапове) представил первый заместитель председателя Комитета по контролю и Регламенту Александр Курдюмов.

Постановление принято без обсуждения, «за» — 410.

Базовый документ № 317168-7 «Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 год и период 2019 и 2020 годов», который определяет принципы функционирования и настройку механизмов денежно-кредитной системы страны, представила Председатель Центрального банка Российской Федерации Эльвира Набиуллина.

Документ включает в себя разделы, посвященные целям и принципам денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу, применению инструментов денежно-кредитной политики в 2017 году и в период 2018-2020 годов, условиям реализации и основным мерам денежно-кредитной политики в 2017 году, а также описанию сценариев макроэкономического развития и вариантов реализации денежно-кредитной политики в 2018 — 2020 годах.

Как следует из документа, целью политики, проводимой Банком России, является достижение и сохранение целевого показателя по инфляции на уровне 4%, а также сохранение ценовой и финансовой стабильности. При этом в Основных направлениях отмечается, что на этапе перехода экономики к росту на первый план выходит задача создания условий и стимулов для устойчивого экономического развития.

Поблагодарив депутатов за конструктивное сотрудничество при обсуждении документа в профильных комитетах, глава ЦБ в своем докладе, в частности, заявила: «Мы не планируем пересматривать цель по инфляции. Уровень в 4% соответствует нашей структуре, он снижает риски дефляции в отдельных секторах и, одновременно, не дает инфляции расти слишком быстро, чтобы обесценивались сбережения инвестиций».

По её словам, в ближайшие годы ожидается снижение ставки рефинансирования с 8 до 6 процентов, сохранится приверженность к сохранению «плавного курса» рубля, также «плавно и размеренно» будет проводиться поддержка приоритетных секторов экономики, валютные резервы останутся на прежнем уровне. Планируется развитие рейтинговой национальной системы и национальной платежной системы, будет повышаться финансовая доступность для малого бизнеса, банки будут поддерживать малый бизнес и приоритетные отрасли экономики.

«Экономика стабильна. Мы можем и должны расти быстрее», — подчеркнула докладчица, считая, что сегодня нет никаких причин воздерживаться от структурных изменений. – «Год назад наша экономика только выходила из рецессии, сегодня мы, с одной стороны, с оптимизмом можем говорить, что рост восстановился быстрее, чем многие ожидали, с другой — мы очень быстро подошли к 1,5 — 2% темпов потенциального экономического роста. И у нас сейчас нет никаких причин воздерживаться от структурных изменений, экономика стабильна».

По её мнению, последствия шока, связанного с падением цен на нефть в 2014-2015 годы, экономика России «практически преодолела». «Решения, которые будут приниматься по структурным мерам, позволят регулятору повысить прогнозы по росту ВВП. ЦБ со своей стороны приложит все усилия, чтобы сохранить ценовую и финансовую стабильность, обеспечить здоровье финансового рынка сообразно потребностям нашей растущей экономики», — заявила Э.Набиуллина.

С содокладами и рекомендацией «принять к сведению» от профильных комитетов выступили:

Председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков сказал, что депутаты Комитета «в целом оценили позитивно работу Центрального банка», отмечая ряд положительных тенденций, он также высказал замечания относительно «жесткой» политики, проводимой Банком, напомнил о критике выделения крупных сумм отдельным банкам, которые, по мнению членов Комитета, не повлияли на улучшение ситуации в экономике.

Кроме того, А.Аксаков призвал ЦБ публиковать прогноз процентных ставок в экономике для улучшения планирования среди предпринимательского сообщества, «чтобы бизнес, ориентируясь на эти ставки, мог бы строить свою экономическую политику».

«Сегодня инфляция проскочила уровень 3% и оценивается к концу года в 2,7-2,8%, но это, по опыту развития мировой экономики, говорит как раз о том, что за дефляцией пойдет торможение экономического роста, и в отдельных секторах экономики мы уже это наблюдаем», — сказал А.Аксаков, отметив, что ЦБ недооценивает дефляционные риски, в то время как реальные ставки по кредитам для предприятий растут и делают этот денежный ресурс более тяжелым для реального сектора экономики. «Более быстрое снижение ключевой ставки позволило бы, на наш взгляд, с одной стороны, обеспечить реальное снижение кредитных ставок, а с другой стороны, — сдерживать дефляционные процессы в экономике», — заявил он.

По мнению А.Аксакова, ЦБ мог бы также снижать ставки по специальным инструментам для поддержания отдельных секторов экономики, которые являются принципиальными для структурной перестройки экономики.

Председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров считает, что цель по снижению инфляции достигнута ЦБ, однако важнейшими показателями является рост экономики при прогнозе кредитно-денежной политики и структурная перестройка экономики, которая, к сожалению, в прогнозе ограничена 2%

Эта цифра, по его словам, Комитет «не устраивает», хотя и «мы на самом деле не можем предложить те рецепты, которые позволят это преодолеть», поэтому так «важен подход, который закладывали», а также то, что «ЦБ готов принимать те декларации, которые уже обрели силу закона». Депутат считает, что «это единственно правильный подход».

Особо А.Макаров остановился на теме кредитных ресурсов, согласившись с позицией Э.Набиуллиной, что основным инструментом роста инвестиций является не «невозможность получения кредита, а готовность использовать свой капитал для инвестиций». «Инвестиционный климат денежно-кредитная политика создать не может», — сказал Андрей Макаров, проиллюстрировав на примерах интенсивного вывода предприятиями средств из производственного оборота на депозитные счета. – «На сегодняшний день деньги на счетах предприятий, на депозитных счетах, уже превышают денежные средства на счетах вкладов граждан. Если раньше свои средства предприятия вкладывали в производство, сегодня они их хранят». По его словам, «предприятия готовы и бизнес готов рисковать кредитными деньгами,  а ещё лучше государственными деньгами, но не готов рисковать своими»

Председатель Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев рекомендовал Банку России усилить часть документа о предоставлении кредитов, предостерегая от замены кредитов облигациями. рекомендовал ЦБ более детально изучить значение и роль кредита в обеспечении экономического роста.

«О недооценке мегарегулятором роли кредита в современной экономике и его возможностей по стимулированию реального экономического роста свидетельствует и приветствуемое ЦБ сохранение тенденций к замещению кредитов облигациями», — отметил Сергей Жигарев, говоря, что профильный комитет считает, что ЦБ не следует поощрять замену кредита облигациями, поскольку это приведет к «искусственному сохранению кредитного голода» у предприятий реального сектора экономики.

«Выпуск облигаций следует рассматривать исключительно как средство привлечения инвестиций в крупные инфраструктурные проекты, тогда как реальному сектору экономики нужен доступ к кредитным ресурсам», — подчеркнул С.Жигарев

В обсуждении постановления от фракций участвовали: Сергей Пантелеев отметил, что низкая инфляции не должна являться самоцелью, а для роста экономики нужна доступность длинных денег; Борис Чернышов интересовался отношением Банка России к криптовалютам; Игорь Дивинский говорил о перспективах сохранения и развития «специнструментов» для ряда секторов экономики; Валерий Гартунг приводил статистику, опровергающую заявления ЦБ о прямой зависимости снижения инфляции и роста экономики; Олег Смолин, Владимир Сысоев говорил о получаемых «отписках» из ЦБ в ответ на запросы депутатов о проблемных банках; Михаил Гулевский интересовался воздействием дополнительных доходов на рост экономики; Дмитрий Ионин поднял проблему кредитования и реструктуризации долгов обманутых дольщиков; Николай Коломейцев также поднимал вопросы долгосрочного инвестирования и кредитования; Александр Шерин выступил против микрозаймов, политики изъятия денежных средств у граждан и малого бизнеса через блокировку счетов, низкой покупательной способности  населения; Алексей Изотов задавал вопрос «о понимании» оптимальной долговой нагрузки предприятий и регионов; Олег Нилов напомнил о депутатском запросе о «пропавших триллионах рублей в коммерческих банках» и бездействии ЦБ в надзоре за санируемыми банками.

В ответ на вопросы депутатов, в частности, о криптовалютах, Э.Набиуллина отмечала, что «это частные деньги», и граждане должны понимать, каким рискам они подвергаются, а эту тему ЦБ продолжает изучать, как и другие инструменты программирования. Отвечая на вопрос о решении проблем дольщиков, докладчица заявил, что «граждане не должны нести риски строительства», — это сфера ответственности кредитных организаций.

От фракций выступили «приняв к сведению» документ:

Леонид Калашников (КПРФ) отметил тесную связь кредитно-денежной политики с государственной экономической политикой, поинтересовавшись, почему в составе стратегического совета при Президенте нет ни одного представителя ЦБ, в то же время позитивно оценил внедрение национальной платежной системы «МИР» и санацию банков, предложил создать систему опорных региональных банков для кредитования малого и среднего бизнеса.

Сергей Катасонов (ЛДПР) считает, что ключевым словом в сегодняшнем докладе ЦБ было слово «инфляция», однако ключевая ставка сегодня в 2 раза выше инфляции, растет число банкротств предприятий, снижаются доходы населения, которое «уже перестало сберегать средства, а просто выживает». Депутат уверен, что ЦБ может и должен быть драйвером развития экономики, для этого нужно менять закон о Центральном банке.

Антон Гетта (ЕР) считает, что Банк выполняет свою главную функцию, заложенную в законе о ЦБ, поддерживает стабильный курс рубля, что и способствует развитию экономики. Фракция поддерживает курс ЦБ на «дедолларизацию» экономики, но еще предстоит снизить ставку рефинансирования и сделать многое другое. Кроме того, депутат подверг критике ряд прогнозных моментов и терминов в документе, а также заявил о поддержке фракцией принятия постановления.

Александр Ремезков (СР) заявил, в рассматриваемом документе «слишком много темных пятен, разъяснить которые основные направления  не могут», что «Центральный банк борется с немонетарной инфляцией монетарными мерами, что ведет к дальнейшей диффамации структуры российской экономики и затруднению перехода от сырьевой  к инвестиционной модели экономического роста». Поддерживая инфляционную политику Банка, Справедливая Россия отмечает, что ЦБ абсорбирует ликвидные средства. Несмотря на рост цен на нефть, курс рубля не укрепляется, а падает. Фракция предлагает направлять средства в экономику. Кроме того, депутат упрекнул ЦБ в излишней оптимистичности прогноза. Фракция, по его словам, считает, что без существенной переработки документа документ нельзя принять даже к сведению.

Постановление принято, «за» — 316; против —  22; 1 — воздержался.