Принятые документы закрепляют это решение, устанавливают новые правила формирования государственных программ. Эти документы я подписал. Действие таких федеральных целевых программ в названных сферах (образование, здравоохранение, жильё, транспорт, сельское хозяйство) досрочно прекращается с 1 января 2018 года, а незаконченные мероприятия погружаются в обновлённые государственные программы, которые должны быть внесены в Правительство до 15 ноября текущего года. Обращаю внимание всех ответственных министров: надо лично проконтролировать подготовку этих государственных программ и представить их в Правительство.

Теперь по повестке дня.

Мы начнём с энергоэффективности и энергосбережения. Тема для нас сверхактуальная.

Несмотря на то что наша страна занимает лидирующие позиции по производству угля, нефти, газа, по выработке электроэнергии, нам нужно много работать для того, чтобы свести к минимуму потери по дороге от производства к потребителю. Это сложная и важная деятельность. По показателям энергоэффективности мы уступаем значительной части наших зарубежных коллег, особенно по показателям энергоёмкости валового внутреннего продукта.

Потенциал для энергосбережения очень значительный. Он есть практически во всех секторах. В первую очередь, конечно, в самом ТЭК, но не только. Бюджетные организации, жилищно-коммунальное хозяйство, транспортные предприятия, промышленные предприятия в целом нельзя назвать эффективными потребителями энергии и тепла. Хотя на примерах отдельных предприятий мы видим, что такие результаты могут быть достигнуты в короткие сроки.

По оценке Минэнерго, энергозатраты на освещение и отопление в одном только бюджетном секторе можно снизить почти на треть. И только на освещении каждый год экономить десятки миллиардов рублей. Если говорить в целом, бюджетная сфера может быть лидером в плане энергоэффективности. А сейчас все эти неэффективные расходы, естественно, висят на бюджете, создают дополнительную нагрузку на бизнес, а в конечном счёте возникают в платёжках за жилищно-коммунальное хозяйство, за электричество, и наши граждане и успешные предприятия вынуждены оплачивать чью-то бесхозяйственность из собственного кармана.

За последний год были приняты дополнительные решения в этой сфере. Есть и определённые результаты, хотя не всё, что планировали, удалось сделать. Сегодня министры энергетики и экономического развития об этом подробнее доложат. И мы обсудим, какие дополнительные шаги нужно сделать, на что обратить внимание.

Во-первых, скорректировать систему государственного управления в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, настроить механизмы господдержки, стимулирования частного бизнеса. Минэкономразвития должно подготовить детальный план действий и представить в Правительство.

Второе. Нужно создать больший эффект в рамках региональных и муниципальных программ энергоэффективности. Они, конечно, требуют денег, но это затраты, которые в конечном счёте вернутся существенной экономией. Поэтому нужно поработать тем же самым ведомствам с регионами и привлечь инвестиции в энергоэффективность.

Третье. Нужно поддержать российских производителей энергоэффективного оборудования, современных приборов учёта, энергосберегающих материалов, а для этого обновить номенклатуру товаров, которые закупаются для государственных и муниципальных нужд, установить для них жёсткие требования по энергоэффективности.

И наконец, последнее, но от этого не менее важное. Более разумно нужно относиться в целом к тому, каким образом используются энергоресурсы, в том числе и самим гражданам. Сегодня много технологий и оборудования, которые помогают сберегать энергию. Надо, чтобы об этих технологиях знали как можно больше, чтобы понимали, что это не отвлечённые разговоры о снижении энергоёмкости, а в конечном счёте уменьшение расходов на коммуналку, платы за электричество. И на это нужно обратить особое внимание.

Сегодня мы рассмотрим законопроект, который должен помочь бороться с хищениями денег через систему дистанционного банковского обслуживания. В последние годы такие мошеннические действия достаточно часто происходят. Усилились атаки на банковские счета клиентов, которые, конечно, осуществляются без их согласия. Незаконно списываются средства через интернет, через мобильную связь, через различные платёжные системы. С этим сталкиваются не только организации, но и клиенты банков. Создаётся механизм, который может предотвратить такие операции, которые совершаются без согласия клиентов.

Признаки незаконного перевода будут устанавливаться Банком России. Кредитные организации смогут эти признаки дополнять с учётом развивающейся практики. Тем более что сервисы, которые в настоящий момент существуют в этой сфере, – интернет-сервисы – с каждым годом становятся всё более продвинутыми, меняются. Поэтому эту практику нужно обязательно анализировать. В таком случае при первых же подозрениях можно будет приостановить сделку, транзакцию, а потом связаться с клиентом. В общем, такие правила предлагается принять.

Мы рассмотрим поправки в закон «Об уничтожении химического оружия», а также изменения в законодательство, которые направлены на борьбу с незаконным распространением оружия массового уничтожения. В данном случае речь идёт об информации о том, что то или иное лицо или организация причастны к распространению такого оружия. В этом случае вводятся специальные контрольные мероприятия. Эти операции могут быть приостановлены банком. Речь идёт, конечно, об организациях, которые попали в соответствующий перечень Росфинмониторинга.

И ещё несколько вопросов мы рассмотрим, в том числе имеющих научную ценность.

Давайте начнём с энергоэффективности, энергосбережения.

Сначала выступит Министр энергетики, потом Министр экономического развития, а потом попросим выступить губернатора Тюменской области Владимира Владимировича Якушева.

Пожалуйста, Александр Валентинович (обращаясь к А.Новаку).

Доклад Александра Новака на заседании Правительства

А.Новак: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

Развитие энергоэффективности и энергосбережения, безусловно, является важным условием развития всей российской экономики и конкурентоспособности в современном мире. Принято считать, что повышение энергоэффективности – это пятый вид топлива.

Указом Президента в 2008 году была поставлена цель снизить к 2020 году энергоёмкость валового внутреннего продукта на 40% от уровня 2007 года. Несмотря на то что темпы снижения энергоёмкости в последние годы у нас достаточно высокие, на уровне среднемировых (в этом году мы ожидаем 1,7% снижения), в целом за этот период (с 2008 года) у нас общее снижение составит всего 13%. Это ниже запланированных цифр. На это есть объективные причины, в том числе более низкие темпы роста ВВП за этот период, структурные изменения экономики, которые планировались, но ещё не достигли целей.

В целом можно сказать, что начало системной работы было положено этим указом. Был принят федеральный закон в 2009 году об энергосбережении и повышении энергоэффективности. За это время 78 региональных законов было принято субъектами Российской Федерации об энергоснабжении и создано 55 региональных центров энергоснабжения.

За прошедший период также была создана нормативно-правовая база, инфраструктура в области энергоэффективности, которая соответствует мировой практике. Она достаточно эффективно работает в последние годы. Об этом свидетельствует рейтинг государственного регулирования в области энергоэффективности Всемирного банка, в котором наша страна заняла 17-е место, вошла в группу лидеров.

Потенциалом повышения энергоэффективности обладают фактически все сектора российской экономики, особенно ЖКХ, бюджетный сектор, транспорт, промышленность, топливно-энергетический комплекс и многие другие.

Сегодня государственная политика в области энергоэффективности и энергосбережения реализуется по четырём направлениям.

Первое – формирование системы государственного управления энергосбережением, внедрение системы энергоменеджмента на уровне государства, которая, согласно международному опыту, позволяет дополнительно повысить энергоэффективность до 5%. Важнейшие элементы здесь: отраслевая ответственность, ключевые показатели энергоэффективности.

Вами, Дмитрий Анатольевич, давалось соответствующее поручение федеральным органам исполнительной власти о включении показателей и индикаторов в госпрограммы. Сейчас они уже присутствуют в большинстве государственных программ, хотя не все ещё до конца приняли.

Что касается топливно-энергетического комплекса, у нас включено семь отраслевых показателей энергоэффективности. Например, такие как удельный расход условного топлива на производство электрической энергии (за пять лет мы достигли снижения показателя на 9%); удельный расход электроэнергии на транспортировку нефти, на транспортировку газа; полезное использование попутного нефтяного газа. Здесь у нас есть положительная динамика.

Аналогичная работа ведётся и в других отраслях и крупнейших компаниях. Так, примерно две трети наших крупнейших компаний уже внедрили энергоменеджмент. Государственные и регулируемые компании в обязательном порядке реализуют специальные программы энергосбережения и повышения энергоэффективности в соответствии с федеральным законом. Данные программы регулярно рассматриваются на советах директоров. Мы видим эффект от реализации программ в виде экономии электрической энергии, тепла, внедрения современных технологий.

Дополнительно с международным опытом в области развития энергоменеджмента мы предлагаем также рассмотреть вопрос о директивном включении информации о достижении показателей энергоэффективности в публичную корпоративную отчётность крупнейших государственных компаний.

Также в целях повышения энергоэффективности и совершенствования работы в этом направлении две недели назад Правительством был поддержан и внесён в Государственную Думу проект федерального закона, предусматривающий переход на отраслевой принцип формирования требований к программам энергоэффективности. То есть каждое отраслевое ведомство будет формировать свои требования к программам энергосбережения государственных компаний в своей отрасли.

Также нами ведётся работа по включению показателей в государственные программы регионов. На сегодняшний день 63% региональных отраслевых государственных программ включают в себя показатели энергоэффективности. Этому предшествовала работа по обучению 34 тысяч государственных и муниципальных служащих.

Важным элементом системы управления является подготовка на федеральном уровне ежегодного государственного доклада, подкреплённого публичными рейтингами энергоэффективности предприятий и регионов. Это нам позволяет собирать лучшие практики, проводить бенчмаркинг.

В частности, можно отметить работу ряда регионов по внедрению светодиодов в бюджетном секторе. Например, во Владимире за три года заменили 44% уличного освещения на светодиодное, обеспечена экономия более 30% электропотребления. В Москве удалось увеличить освещённость города на 40% без увеличения потребления энергии. В Казани в результате реализации проекта модернизации отопления по итогам установки 1400 индивидуальных тепловых пунктов с автоматическим регулированием суммарное снижение платежей населения за отопление составило 400 млн рублей в год, или 290 тыс. рублей на один подъезд.

В 60 регионах ведётся работа по подготовке стандартов открытости органов власти в рамках Открытого правительства, которая включает в себя также энергосбережение.

Кроме этого создана информационная система мониторинга бюджетного сектора, которая позволяет ставить задачи по увеличению количества зданий, достигших определённого класса энергоэффективности, в ходе капитального ремонта, адресно выявлять потенциал экономии. Такую практику планирования и контроля внедрили в Московской области. В целом в системе уже содержатся актуальные данные 80% общего количества государственных и муниципальных учреждений в стране.

Наша цель – сделать ежегодное предоставление информации в эту систему обязательным. Соответствующий законопроект внесён в Государственную Думу и проходит сейчас второе чтение.

Второе направление госполитики – внедрение технологического и экологического регулирования в вопросах энергосбережения. К этому направлению относится внедрение наилучших доступных технологий, энергоэффективных стандартов строительства, требований к оборудованию. Например, в ТЭК Минэнерго готовит сегодня проекты шести справочников НДТ, и две недели назад утверждён уже справочник НДТ по энергоэффективности.

Важным направлением здесь являются инновационные технологии, которые могут стать новым отраслевым стандартом. Например, цифровые подстанции, «умные» электрические сети. У нас есть положительные примеры. Например, в Калининградской области, где внедряются эти технологии, это позволило сократить потери энергии на 45%.

Также один из примеров техрегулирования – это применение светодиодов в сфере освещения. С этого года действует запрет на закупку неэнергоэффективных источников света для государственных и муниципальных учреждений. Введена обязанность регулируемых организаций довести долю светодиодного освещения до 75% к 2020 году. Утверждён свод правил, который делает обязательным использование светодиодных источников света при проектировании уличного освещения.

За последние несколько лет в бюджетном секторе доля светодиодов выросла фактически с нуля до 6 млн, и экономия в год составляет уже более 3 млрд. В целом, если говорить о размере и потенциале экономии, она может составить до 200 млрд рублей в год, поскольку у нас на освещение потребляется примерно 12% всего потребления электроэнергии. И около 40% от этого потребления может быть сэкономлено.

В международной практике сегодня часто вводят различные меры для вытеснения ламп накаливания. В настоящее время более 100 стран уже реализуют меры по запрету ламп накаливания. Мы считаем, что мы могли бы подумать о снижении разрешённого порога для ламп накаливания со 100 до 75 или 50 Вт в перспективе двух-трёх ближайших лет. При этом, конечно, обязательным условием должно быть введение сертификации и минимального гарантийного срока на товар. В целом наша промышленность готова заменить современными энергоэффективными лампами любое количество ламп, которые сегодня в продаже.

Третье направление политики – это формирование экономических стимулов для проектов в сфере энергоэффективности и обеспечение их финансирования. В международной практике здесь наиболее значимыми факторами являются цены на энергоресурсы, акцизы, инвестиционные надбавки, плата за выбросы. С учётом социально-экономических возможностей такая работа проводится и у нас. Например, штрафы по попутному нефтяному газу, новая модель рынка тепла, стимулирование вывода неэффективной генерации и её модернизация. У нас такие предложения есть и по новым проектам по модернизации.

С 2016 года разработан совместно с Министерством промышленности и торговли механизм налоговых льгот для энергоэффективного оборудования. Такой перечень утверждён постановлением Правительства и позволяет пользоваться льготами по налогу на имущество и ускоренной амортизации. Это и есть экономический стимул и экономическая окупаемость, которая может быть драйвером инвестиций.

Д.Медведев: Какие ещё есть основные предложения?

А.Новак: Хотел бы сказать о положительном опыте выделения субсидий, которые распределялись с 2011 по 2014 год (в размере 5 млрд) и позволяли софинансировать проекты в субъектах Российской Федерации и привлекать как внебюджетные средства, так и средства субъектов. На каждый рубль можно было от 10 до 20 рублей привлечь дополнительных инвестиций. Мы с Минэкономразвития предложили бы рассмотреть вопрос о возврате к такой системе стимулирования.

Четвёртое направление – популяризация энергосбережения. Мы горячо поддерживаем и предлагаем, чтобы наши регионы активно включились в эту работу.

В заключение хотел бы отметить, что за последние несколько лет была сделана большая работа и шаг вперёд. Тем не менее у нас, безусловно, есть значительный потенциал, предстоит многое сделать. Энергоэффективность и энергосбережение являются межотраслевой задачей, затрагивают все сферы деятельности.

Мы в целях усиления работы и повышения эффективности в этой области договорились с Минэкономразвития разработать и утвердить комплексный план по повышению эффективности экономии, затрагивающий все секторы экономики. Сейчас проект плана разработан и проходит процедуры согласования.

Кроме этого мы договорились, что учитывая, что государственная политика носит межотраслевой характер, показатель энергоэффективности и энергоёмкости экономики будет включён в государственную программу «Экономическое развитие и инновационная экономика», а также продолжить работу по включению во все государственные программы наших федеральных отраслевых министерств и закрепить за Министерством экономического развития подготовку ежегодного доклада о состоянии энергосбережения.

Прошу поддержать.

Д.Медведев: Пожалуйста, что есть дополнить, Максим Станиславович (обращаясь к М.Орешкину)?

Доклад Максима Орешкина на заседании Правительства

М.Орешкин: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

Энергоэффективность – это потери не только с точки зрения экономического роста, это в том числе и бюджетные потери, потому что нефтегазовая отрасль является бюджетообразующей в нашей стране и нерациональное использование ресурсов означает меньший экспорт и меньшее поступление доходов в бюджет.

Ещё один важный момент: в 2016 году у Российской Федерации появились обязательства по линии Парижского соглашения, и снижение выбросов парниковых газов практически полностью может быть обеспечено как раз за счёт повышения энергоэффективности. Но есть объективные причины, по которым установленный пять лет назад показатель не был достигнут, идёт с нарушением графика.

Главное здесь, что вне зоны действия госпрограмм до сих пор остаются наиболее энергоёмкие сферы экономики: бюджетная сфера, промышленность, транспорт. Идёт последовательное сужение госпрограммы. С 2014 года из неё выпали все сектора, кроме ТЭК. Снизилось финансирование программы: с 2016 года снижение в три раза. В результате эффект от реализации программы составлял в среднем 0,7% в год, что, к сожалению, мало.

Мы проанализировали имеющиеся проблемы, и на самом деле есть значительный потенциал для исправления ситуации.

Какие ключевые моменты?

Первое – это внедрение современных технологий и модернизация оборудования в сфере производства, передачи и использования энергоресурсов. Ресурсом для таких инвестиций, по нашему мнению, может стать новая инвестиционная программа в электроэнергетике, так называемая ДПМ-2, дальнейшие шаги по реформе рынка тепла и внедрение бенчмаркинга типовых затрат у естественных монополий. Каждое из этих направлений способно дать серьёзный результат.

Сосредоточение усилий на секторах экономики, регулирование которых осуществляется государством и где может быть достигнут максимальный эффект от реализации мероприятий, может снизить энергоёмкость больше чем на 20% от текущего уровня.

В развитие этих возможностей был разработан план по повышению энергоэффективности. Мы готовы его в Правительстве доработать вместе с Минэнерго и до конца текущего года представить. Он предполагает установление дополнительного показателя снижения энергоёмкости экономики за счёт технологического фактора по отраслям.

Отмечу основные направления реализации плана.

Первое – это работа по снижению потребления энергии в бюджетной сфере, госкомпаниях, ЖКХ, в том числе за счёт использования механизма бенчмаркинга.

Второе – необходимо снижение потерь при передаче энергии, в том числе за счёт введения нормативного уровня потерь.

И третье – повышение эффективности при производстве энергии за счёт использования наилучших доступных технологий.

Коротко остановлюсь на организационных мероприятиях, которые необходимы для обеспечения реализации плана.

Прежде всего должна быть проведена ревизия полномочий госорганов и учреждений в сфере энергоэффективности. Задача – исключить дублирование и конфликт интересов.

Будет проведена актуализация региональной повестки в области энергоэффективности, в частности налажено горизонтальное взаимодействие и тиражирование лучших практик.

Продолжится работа по совершенствованию информационного обеспечения и сопровождения.

Реализация такого комплексного плана позволит России не просто выйти на заданные показатели энергоэффективности, а, как я говорил, в целом окажет положительное влияние и на экономику страны, и на бюджет, в частности. Мы должны будем увидеть рост конкурентоспособности за счёт снижения себестоимости продукции, технологическое обновление в проблемных секторах, в том числе в жилищно-коммунальном хозяйстве. Достигнем заданных целей по Парижскому соглашению. И конечно, высвобождающиеся энергоресурсы будут способствовать дополнительному экономическому росту.

Мы вместе с Минэнерго готовы взять ответственность за реализацию такого плана и для этого предлагаем сделать следующие вещи: включить показатели энергоэффективности экономики и соответствующую подпрограмму Минэнерго в госпрограмму «Экономическое развитие и инновационная экономика» Минэкономразвития; закрепить за Минэкономразвития функции по подготовке ежегодного доклада о состоянии энергосбережения; рассмотреть вопрос о возобновлении финансирования мероприятий по повышению энергетической эффективности.

Д.Медведев: Пожалуйста, Владимир Владимирович Якушев.

Сообщение губернатора Тюменской области Владимира Якушева

В.Якушев: Добрый день! Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

В Тюменской области в рамках реализации закона от 23 ноября 2009 года мы достаточно системно двигались. Соответствующие показатели энергоэффективности предусмотрены во всех наших региональных государственных программах. Буквально несколько цифр, чего нам удалось добиться с того момента, как закон начал работать.

В рамках реализации закона была разработана региональная программа энергосбережения, и энергоёмкость валового регионального продукта сегодня снижена у нас уже на 46% с 2010 года. При этом обеспечено повышение энергетической эффективности по всей энергетической цепочке – где-то больше, где-то меньше, тем не менее это и выработка, и передача, и потребление.

Удельный расход топлива на выработку электрической энергии для энергостанций снизился на 3%, это было связано с тем, что произошла модернизация двух ТЭЦ. С 2009 года в Тюменской области, учитывая, что у нас достаточно высокая доля газификации, доля жилых домов и квартир, которые работают на природном газе, увеличилась до 92%. За последние пять лет потери в электрических распорядительных сетях снизились с 15 до 11,3%, причём нужно сказать, что сети «Тюменьэнерго» являются сегодня самыми эффективными, потери у них составляют 2,54% – это самый низкий показатель в Российской Федерации.

Самый тяжёлый вопрос. За последние пять лет, несмотря на все наши усилия, мы получили снижение в тепловых сетях на 2,2%, в сетях водоснабжения – на 2,8, но это, естественно, недостаточно, потому что это очень финансово ёмкие мероприятия. Сейчас мы решаем эти вопросы в рамках концессии. 16 концессий на территории нашего субъекта уже заключено в разных муниципальных образованиях. Поэтому изыскиваем ресурсы и в этом направлении тоже видим достаточно большой ресурс.

Снижается удельное потребление коммунальных ресурсов. Нужно сказать, что инструменты, которые были заложены в законе от 2009 года, позволили отработать в бюджетном секторе. Эти расходы у нас снизились на четверть за счёт внедрения государственной информационной системы энергосбережения и подключения к ней всех участников бюджетного процесса.

Отмечу, что по итогам 2016 года все государственные и муниципальные учреждения, а также органы местного самоуправления в Тюменской области заполнили энергодекларации. Считаем, что к этому инструменту отношение, конечно, разное, тем не менее это всех мобилизовало. Могу честно сказать, что если бы не эти инструменты, то, наверное, мы бы так серьёзно не относились к экономии в бюджетной сфере коммунальных ресурсов.

В жилищном секторе у нас произошло снижение потребления до 20% по воде и до 40% – по электроэнергии.

Таким образом, нужно сказать о том, что закон сегодня реально работает и инструменты, которые заложены, дают свой эффект.

Что бы хотелось сказать в качестве предложений.

Во-первых, поддержать предложения министра по выделению субсидий. Могу подтвердить, что это действительно дало хороший эффект по привлечению внебюджетных источников в систему и позволило провести большое количество энергосберегающих мероприятий.

И второй момент, на который я тоже хотел обратить внимание. У нас сегодня реализуется огромная программа капитального ремонта. Мне кажется, учитывая, что это всё-таки огромный ресурс, мы должны при реализации этой программы получить достаточно серьёзный эффект в модернизации нашего жилищного фонда, но и на вопросы, связанные с энергосбережением, мы должны обратить самое пристальное внимание. Поэтому когда в Минэкономразвития будут определённые предложения формироваться, мы готовы со стороны Тюменской области тоже такие предложения подготовить. Мне кажется, что требования по энергосбережению при проведении капитального ремонта должны быть нормативно закреплены на уровне Российской Федерации.

Д.Медведев: Собственно, такая картинка в настоящий момент складывается.

Тема очень важная. Я напомню, что мы ею с вами занимаемся начиная с 2009 года, когда ещё по моему предложению был подготовлен известный законопроект. Определённых успехов мы в этой сфере добились, но они пока не столь существенные, имея в виду масштабы экономики и энергопотребления нашей страны.

Целый ряд предложений прозвучал. Давайте обсудим.