За прошедшие полгода объём валового внутреннего продукта вырос. Мы ожидаем, что во втором полугодии рост валового внутреннего продукта продолжится. Доходы бюджета также увеличились, даже больше, чем мы прогнозировали, – на 14% и превысили 7 трлн рублей. По сравнению с тем же периодом прошлого года они выросли приблизительно на 21,5%. Отмечу, что меняется структура и доходной части, сейчас мы больше получаем денег от налогов и сборов, чем собственно от продажи нефти и газа. Израсходовано за первые полгода 7,5 трлн рублей. Отмечу увеличение кассовых расходов бюджета – выше среднего уровня, это приблизительно 45,5% к уточнённой росписи. Нужны, конечно, и дальнейшие шаги в этом направлении.

Постепенно снижается дефицит бюджета. В первом полугодии он составил около 400 млрд рублей, или приблизительно 1% валового внутреннего продукта. Напомню, что за первое полугодие 2016 года это было 3,6%. При этом растут объёмы резервных средств.

Теперь о федеральных целевых программах и Федеральной адресной инвестиционной программе. Сейчас у нас в работе 33 ФЦП, общий объём их финансирования за счёт федерального бюджета (я имею в виду открытую часть) превысил в текущем году 912 млрд рублей. Выросло софинансирование программ за счёт регионов, местных бюджетов и внебюджетных источников. За полгода было привлечено свыше 320 млрд рублей таким образом. Постепенно выправляется ситуация и с освоением средств. По кассовому исполнению показатели не идеальные, но лучше аналогичного периода прошлого года.

В целом работа, по оценке экономических ведомств, по 2 программам оценивается как весьма эффективная, по 7 – выше среднего уровня эффективности, по 21 программе – удовлетворительная. Есть и ряд программ, по которым результаты не устраивают. Причины там известны. Надеюсь, что они находятся в поле зрения.

Что касается адресной инвестиционной программы, здесь ситуация, мягко говоря, нерадостная. В этом году мы планировали построить или модернизировать 1417 объектов, из них нужно ввести в эксплуатацию 471 объект. За первые полгода сданы только 14 объектов. Здесь совокупность факторов. Очевидно, что у нас вообще сдачи приходятся на конец года, что неправильно, но так сложилось ещё с советского периода.

Во-вторых, изменились правила приёмки объектов в эксплуатацию, сдачи объектов. Нужно посмотреть, насколько они адекватны. Там есть и сложности, есть, наверное, какие-то проблемы. В общем, нужно посмотреть, как этот механизм работает, потому что то, что с такими трудностями всё это происходит, свидетельствует не только о том, что нарушаются сроки строительства – а это, наверное, тоже одна из причин, – но и о том, что эти правила требуют корректировки, должны быть менее бюрократическими, лучше соответствовать потребностям текущего дня.

Я хотел бы, чтобы Минэкономразвития, Минфин, Минстрой с привлечением наших коллег из Счётной палаты, из других ведомств посмотрели все эти результаты и представили предложения по исправлению ситуации со сдачей объектов в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы. Прошу мне это доложить в ближайшее время.

Сегодня мы также рассматриваем федеральную целевую программу по развитию космодромов на период 2017–2025 годов. Она направлена на то, чтобы сохранить наши позиции в космической сфере, обеспечить гарантированный и независимый доступ России в космос. Мы должны предпринять целый ряд шагов для решения научно-исследовательских задач, для обеспечения интересов обороны и безопасности, для выполнения коммерческих проектов в области космоса. На эти цели в рамках программы из бюджета планируется выделить более 340 млрд рублей, с тем чтобы создать на наших космодромах наземную космическую инфраструктуру для пуска всего спектра перспективных ракет-носителей.

Ряд изменений касается совершенствования законодательства, в том числе административной ответственности за несоблюдение лицензионных требований при управлении многоквартирными домами. Кодекс об административных правонарушениях предлагается дополнить отдельным составом правонарушения – осуществление предпринимательской деятельности в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством с грубым нарушением лицензионных требований. Это один из вопросов.

Кроме того, мы обсудим законопроект, который уточняет регулирование в области искусственного разведения определённых видов рыб. Речь идёт о так называемых анадромных видах, которые воспроизводятся в пресной воде, потом мигрируют в море. У нас с 2014 года вступил в силу закон «Об аквакультуре», который ввёл обязательные конкурсные процедуры, но возникла коллизия по поводу прав на участки тех, кто уже осуществлял такую деятельность. Вот этот законопроект направлен на то, чтобы эту коллизию разрешить.

Распределяется ряд субсидий и межбюджетных трансфертов. Я выделю трансферт на поддержку неработающих пенсионеров, доход которых меньше регионального прожиточного минимума. Мы выделяем регионам деньги из бюджета на предоставление таким людям социальных доплат к пенсиям. Уже направлено на эти цели почти 6,5 млрд рублей, ещё 1 млрд распределяется сегодня. В результате дополнительное финансирование к пенсии должны получить почти 410 тысяч человек.

И ряд решений касается строительства и ремонта крупных спортивных объектов на территории Карачаево-Черкесской Республики, Республики Алтай и Республики Тыва.