ГИС ЖКХ предоставляет гражданам следующие возможности в режиме онлайн (через официальный сайт системы).

Просмотр и оплата счетов за ЖКУ.

Ввод показаний приборов учета.

Электронное голосование на общих собраниях.

Контроль за работами и услугами по дому.

Заключение договоров управления и ресурсоснабжения в электронном виде.

Подача обращений в органы власти, управляющие и ресурсоснабжающие организации.

Определение рейтинга управляющих организаций.

Для доступа к ГИС ЖКХ необходимо зарегистрироваться в ЕСИА (Единой системе идентификации и аутентификации). С подробной информацией о регистрации в ЕСИА и далее, в ГИС ЖКХ, можно ознакомиться на сайте ГИС ЖКХ в разделе с инструкциями.

ГИС ЖКХ для управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК

Управляющие компании, ТСЖ, ЖСК являются поставщиками информации для ГИС ЖКХ. Поставщики информации обязаны взаимодействовать с ГИС ЖКХ по следующим направлениям.

Раскрытие информации о своей деятельности, ведение электронных паспортов многоквартирных домов.

Приём и размещение показаний приборов учета.

Планирование и фиксация работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД.

Выставление платежных документов за ЖКУ в электронном виде.

Работа с обращениями граждан.

Размещение решений общих собраний собственников.

Заключение договоров управления и ресурсоснабжения в электронной форме.

Размещение договоров управления (уставов), сведений о многоквартирных домах.

Для регистрации в ГИС ЖКХ и размещения в ней информации поставщикам информации необходимо получить электронную подпись. Сотрудники организаций получают электронную подпись в аккредитованных удостоверяющих центрах.

Для автоматизированного размещения информации в системе ГИС ЖКХ разработана специальная программа.

Нормативные документы

Деятельность ГИС ЖКХ регулируется федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства — это единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий. Они обеспечивают сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Аккумулируется также информация о предоставлении коммунальных услуг и поставке ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

Целью создания и развития ГИС ЖКХ является формирование экономически оправданного, технически необходимого и социально значимого информационного пространства для:

консолидации необходимой информации в сфере ЖКХ в едином месте в режиме онлайн;

создания развитой конкурентной среды на рынке обслуживания жилья и предоставления коммунальных услуг;

укрепления доверия граждан Российской Федерации к органам власти путем обеспечения свободного доступа граждан к информации в сфере ЖКХ, получения возможности направления обращений через систему в управляющую организацию, органы жилищного надзора с получением гарантированной реакции по ним;

возможности получения органами власти информации о сфере ЖКХ для проведения аналитики по всей территории страны при принятии управленческих решений;

возможности получения гражданами полной и актуальной информации о доме, о способе управления домом, о перечне оказываемых услуг по управлению общим имуществом в многоквартирном доме, выполняемых работах по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, текущему и капитальному ремонту, об управляющей и ресурсоснабжающих организациях, о расчетах за жилое помещение и коммунальные услуги;

внедрения прозрачности в процедуру голосования при принятии собственниками домов решений по управлению домами;

предоставления возможности осуществления общественного контроля.

Задачи

сбор, хранение и обработка информации, размещаемой в cистеме;

обеспечение доступа к информации, размещенной в cистеме, предоставление такой информации в электронной форме;

формирование удобного социально-ориентированного контента в сфере ЖКХ для получения гражданами в одном месте достоверной информации;

мониторинг реального состояния расчетов между участниками сферы ЖКХ;

ведение информации об объектах государственного учета жилищного фонда;

мониторинг состояния объектов государственного учета жилищного фонда;

ведение информации об объектах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения, используемых для производства и поставки коммунальных ресурсов, предоставления коммунальных услуг;

ведение информации о лицах, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные и жилые дома, информации о лицах, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества, по предоставлению коммунальных услуг;

ведение информации о мероприятиях, связанных с осуществлением государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля;

ведение информации о региональных адресных программах по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, краткосрочных планах реализации региональных программ капитального ремонта, региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, региональных программах по модернизации систем коммунальной инфраструктуры, получение отчетов о ходе реализации указанных программ и планов;

ведение информации о совершенных операциях по списанию со счета и зачислению на счет денежных средств, в том числе на специальный счет, который открыт в целях формирования фонда капитального ремонта, а также об остатке денежных средств на таких счетах;

анализ полученных данных, формирование отчетов с последующей публикацией в системе;

повышение эффективности взаимодействия ведомственных информационных систем (ЕСИА, СМЭВ), информационных систем участников рынка ЖКУ;

ведение единых справочников, реестров и классификаторов в cистеме;

проведение голосования собственников помещений в многоквартирном доме, по вопросам, связанным с управлением в жилищном, жилищно-строительном или ином специализированном потребительском кооперативе, товариществе, о деятельности совета многоквартирного дома.

Сроки

Контрольные точки

1 марта 2015 года — федеральные органы исполнительной власти и государственные внебюджетные фонды обязаны размещать в системе информацию, подлежащую обязательному размещению в системе, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года №209-ФЗ о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

1 февраля 2016 года — оператор системы обязан обеспечить возможность приема системой информации, в том числе из иных информационных систем.

1 февраля 2016 года — органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны обеспечить возможность передачи в автоматизированном режиме информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, действующих на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в систему.

1 июля 2016 года — поставщики информации обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную 209-ФЗ.

1 января 2017 года — в случае, если в системе не размещена информация о размере платы, подлежащей внесению потребителем за жилое помещение и коммунальные услуги, либо размещена информация, которая не соответствует платежному документу, представленному потребителю на бумажном носителе, платежный документ считается не представленным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.