За опасной чертой

Подавая милостыню на дороге, водители провоцируют автомобильных попрошаек  на нарушение закона

Эта картина знакома многим саратовцам. Мой ежедневный путь проходит по улице Рахова в центре города, и мне часто доводится видеть на пересечении с Московской девушку без одной ноги, которая, опираясь на костыли, маленькими прыжочками обходит остановившиеся перед светофором автомобили в надежде на подаяние. Загорается зеленый, машины едут, а она остается на проезжей части в ожидании следующих. Иногда на этом месте можно встретить мужчину на инвалидной коляске, который двигается между рядами с протянутой рукой.

Наблюдая за процессом, можно заметить, что отношение автомобилистов к таким людям неодинаково. Кто-то подает из жалости или по инерции, а кто-то демонстративно поднимает стекло или отворачивает голову, а то и высказывается нецензурно относительно такого легкомысленного поведения – как можно мыкаться между транспортом, подвергая жизнь смертельной опасности и создавая аварийную ситуацию на дороге?

Недавно мне пришлось еще раз стать свидетелем того, как волочась против движения между автомобильными рядами, нищенка обращалась то в одно, то в другое окно. На этот раз действие происходило на одном из опасных участков центральных городских дорог – на Симбирской, где не раз случались серьезные ДТП из-за большого уклона дороги. Плотный поток машин в три ряда спешил в сторону Большой Горной. Перед перекрестком между первым и вторым рядами стояла молодая женщина с отсутствующими ниже колен ногами. В правой руке она держала палку, а на шее у нее висела открытая сумка. Туда она клала полученные рубли, если ей удавалось вызвать жалость у водителей или их пассажиров. Когда машины начинали движение, девушка оставалась на дороге, подвергая немалой опасности себя и водителей.

Максимальная скорость на этой улице – 40 километров в час, но большинство водителей едут по ней намного быстрее. Ориентируясь по спидометру собственного авто, могу сказать, что средняя скорость потока не менее 60 км в час. Автомобили едут на небольшой дистанции друг от друга, иногда меняя ряды. В такой дорожной ситуации заметить живую помеху на пути не всегда легко. Очевидно, что резкий или несвоевременный маневр чреват аварией. Если же в ней пострадает эта женщина, водителю придется доказывать свою невиновность.

Сфотографировав увиденную на дороге сцену, я проехал до первых попавшихся на глаза полицейских патрульно-постовой службы. Они стояли на улице Радищева, напротив Театральной площади. Подойдя к одному из них, я представился, сообщил об увиденной картине и в качестве доказательства показал свежие снимки на мониторе своей фотокамеры. Полицейский одобрительно кивнул, еще раз уточнил место события, и мы расстались.

Следует отметить, что председатель Общественной палаты области Александр Ландо обратился к начальнику Управления МВД по Саратовской области Сергею Аренину с просьбой заострить внимание на этой проблеме.

Высказать свое мнение я попросил некоторых членов Общественной палаты, а также представителей ГИБДД области, региональных отделений Всероссийского общества автомобилистов и Всероссийского общества инвалидов.

 

Протоиерей Дионисий, заместитель председателя Общественной палаты:

– Конечно, православные христиане, если у них есть такая возможность, должны помогать людям, которые просят подаяния. Но те, кто выходит за милостыней на проезжую часть, показывают свою нецивилизованность. Здесь вопрос стоит не в нравственной плоскости, а в плоскости общественного порядка. Во-первых, это его нарушение, я так понимаю. Во-вторых, создание аварийной ситуации на дороге, что категорически недопустимо; с этим надо бороться. Если человек нуждается, то мы должны ему помочь, но в других условиях.

 

Владимир НЕЗНАМОВ, член Общественной палаты Саратовской области, председатель комиссии по проблемам безопасности:

– Я считаю, что подобные факты являются нарушением правил дорожного движения. Полицейские должны принимать соответствующие меры для освобождения дорожных путей от таких людей. Штрафовать или нет нарушителей – дело морали в каждом индивидуальном случае. Лично я подаяния таким людям не даю, так как знаю, как организованы подобные сборы и куда поступают эти деньги.

 

Евгений ЛУЗАНОВСКИЙ, член Общественной палаты, председатель регионального Совета молодых юристов:

– Вообще, на мой взгляд, попрошайничество негативно влияет на имидж нашего города, особенно в свете того, что есть идея о превращении Саратова в туристический центр. А правоохранительные органы должны резко реагировать на то, что этим промыслом на дорогах занимаются инвалиды. Ведь если их собьют, будет виноват водитель, так как он управляет источником повышенной опасности. И вообще, если человек с ограниченными возможностями способен стоять целый день на улице под палящим солнцем или в мороз, значит, он способен трудиться и пускай ищет другую работу. Сегодня государство дает инвалидам возможность получить новую специальность, открыть свое дело.

 

Нина ЦАРЕВА, член Общественной палаты, председатель специализированной коллегии адвокатов:

– Я сама за рулем не езжу, хотя у меня есть права и я раньше водила. Сейчас у меня панический страх этого из-за большого количества аварий на дорогах. Я даже не могу представить, как инвалиды с разного рода увечьями так бездумно подвергают свою жизнь опасности. Иногда их просто жалко; я, признаться, часто даю подаяние. Хотя как адвокат я понимаю, что эти несчастные нарушают закон и за это можно их штрафовать. В СМИ иногда появляются сообщения, что таких людей кто-то организовывает, развозит по точкам. Короче говоря, это своего рода бизнес. Если дело действительно обстоит так, то с этим надо бороться, конечно.

 

Владимир КОТИН, член Общественной палаты, председатель Саратовского отделения Всероссийского общества инвалидов:

– Не могу сказать, что вынуждает инвалидов выбрать такой экстремальный вид работы. Эту проблему в рамках нашей организации мы не изучали. Могу сказать только, что я иногда вручаю им свою визитку с надеждой, что они обратятся и мы из первых уст узнаем о том, почему они вынуждены рисковать своей жизнью. Но, к сожалению, еще никто никогда не звонил.

 

Дмитрий ЗИНОВЬЕВ, председатель Саратовского отделения автомобилистов:

– Вообще попрошайки на дорогах – явление не только позорное для общества, но и опасное для тех, кто этим занимается. К тому же при возникновении дорожно-транспортного происшествия, участником которого будет являться инвалид, может возникнуть ситуация, когда водителю придется возмещать вред, причиненный здоровью. Очевидно, что необходимо создать для инвалидов условия жизни, при которых у них не будет необходимости выходить за милостыней, в том числе на дорогу. Соответственно, это проблема социальных служб. С другой стороны, «автомобильных нищих» можно наказать за нарушение ПДД, значит, здесь мы видим задачу ГИБДД. Эффективной мерой для борьбы с попрошайничеством на дорогах может явиться разъяснительная работа через СМИ. Автомобилистам мы рекомендуем не поощрять тех, кто просит таким образом милостыню.

 

Павел РОГОВ, начальник Управления ГИБДД ГУ МВД России по Саратовской области:

– Так называемые «инвалиды-попрошайки», находясь на проезжей части, нарушают требования раздела 4 Правил дорожного движения Российской Федерации. Напомню, что за это частью 1 статьи 12.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или административного штрафа в размере 200 рублей.

При этом Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 196-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», который вступает в силу 1 сентября 2013 г., сумма административного штрафа по указанной статье увеличена до 500 рублей.

В связи с ростом на улицах г. Саратова числа инвалидов-попрошаек сотрудники ГИБДД Саратовской области дополнительно ориентированы на выявление и пресечение нарушений ПДД.

Сейран ДАВТЯН

Добавить комментарий


Вы сейчас здесь: