«Глас Народа»

  • Глас Народа в Facebook
  • Глас Народа в ВКонтакте
  • Глас Народа в Google Plus
18+

Еще один год

Саратовские кинематографисты побывали на фестивале в Висбадене

Спросите любого более или менее опытного организатора кинофестиваля, когда начинается подготовка следующего форума. И он ответит: когда заканчивается предыдущий. Вот и мы решили не останавливаться после девятых «Саратовских страданий», а постоянно напоминать о себе в преддверии десятых. За эти месяцы мы провели презентации не только в городах нашей области, но и далеко за ее пределами. Об одном из таких мероприятий и пойдет речь ниже. Принимающей стороной выступил кинофестиваль goEast, проходящий в немецком Висбадене, городе, тесно связанном с русской культурой как в прошлом, так и в настоящем.

“Go West!” – «На Запад!» пропели в далеком 93-м Pet Shop Boys на Красной площади. «А мы пойдем другим путем», – парировали создатели goEast и обратили свои взгляды в противоположную сторону. К настоящему моменту Висбаденский киносмотр можно назвать крупнейшим фестивалем, который специализируется на кинематографе Центральной и Восточной Европы.

11 апреля скромная саратовская делегация во главе с директором кинофестиваля «Саратовские страдания» Татьяной Зориной представила наш документальный кинофорум немецким зрителям. Поездке в Висбаден способствовали многолетние наработанные связи саратовцев с кинематографистами Германии и традиционное любопытство немецких зрителей к жизни Поволжского региона. Организаторы goEast давно готовились к приезду саратовцев; все расходы, связанные с визитом, они взяли на себя.

Наша презентация проходила в фестивальном центре, располагающемся в здании казино. Нет, это не то казино, которое прославил в своем «Игроке» любивший Висбаден Федор Михайлович Достоевский, проиграв предварительно целое состояние. Это заведение немного поменьше. Но народу вмещает достаточно – на нашей презентации было около 100 человек. Как выяснилось позже, публика состояла преимущественно из российских эмигрантов, которые живут в Висбадене и испытывают понятный интерес и к goEast, и к российскому кино. После фестивального трейлера и небольшого рассказа о «Саратовских страданиях» мы показали два фильма. Ими стали «КРИЦ» Александры Пустынновой, документальная комедия о закулисной жизни артистов провинциального цирка, и «Таня, 5-я» Дмитрия Кубасова, мелодраматический портрет подмосковной таксистки. Фильмы выбирали совместно с немецкими организаторами. Критериев было несколько. Кино должно было: быть русским, принимать участие в нашем фестивале в прошлые годы и показывать «непривычную Россию». В результате остановились на дебютах, снятых выпускниками двух основных российских киношкол – ВГИКа и студии Марины Разбежкиной. В заключительной части презентации мы вручили директору goEast Габи Бабич настоящую саратовскую гармошку как символ города и один из главных призов «Саратовских страданий». Помимо рассказа о фестивале, мы представили и наш город. Кто-то из зрителей имел представление о Саратове, кто-то слышал о нем впервые, но с помощью ролика и презентации каждый смог составить о нем свое впечатление.

Показательно, что ни один из зрителей не ушел с показа. Да, к русскому кино здесь отношение особое. И весьма значительное место отведено ему в программе фестиваля. Сам конкурс небольшой – десять игровых фильмов и всего пять документальных. В этом году в него попало три российских картины. И все удостоились призов. «Измена» Кирилла Серебренникова победила в номинации «Лучшая женская роль», фильм Любови Аркус «Антон тут рядом» стал лучшей документальной лентой, а «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко получили два приза – зрительских симпатий и ассоциации кинокритиков ФИПРЕССИ. Кстати, в предыдущие два года российские фильмы на goEast становились обладателями Гран-при.

Несмотря на компактную конкурсную программу, гостей на фестиваль съезжается очень много. Дело в том, что параллельно с основными показами проходит масса других программ, презентаций, выставок. Работает несколько площадок в разных кинотеатрах и конференц-залах Висбадена, куда вас в любой момент проводят волонтеры (многие из которых говорят по-русски) или отвезет белый лимузин «Шкода» с фирменной символикой фестиваля. Она тут везде: на баннерах и растяжках, на зданиях и асфальте. В общем, и заблудиться не получится, и впечатление о размахе мероприятия составить удастся.

По словам директора фестиваля Габи Бабич, главная цель составителей конкурсной программы – разнообразие. Ежегодный «фестивальный набор» не то чтобы отражает конкретные события, скорее, современные тенденции развития кинематографа Центральной и Восточной Европы. К тринадцатому по счету фестивалю некоторые вещи чувствуешь уже на уровне бессознательного. Например, что в этом блоке должно быть югославское кино 60-70-х, а тут – ретроспектива фильмов Сергея Лозницы. «Наконец-то мы можем считать себя взрослыми», – добавляет Габи с улыбкой.

Взрослому фестивалю – соответствующее финансирование. Сейчас эта сумма составляет 400 тысяч евро. В основном это деньги Департамента культуры земли Гессен и Администрации Висбадена, но организаторы сотрудничают еще и с крупными немецкими фондами, такими как «Память и будущее» и фонд Роберта Боша, а также с некоторыми частными компаниями.

В команде goEast трудится примерно 20 человек. Большинство из них приступает к своим обязанностям с января (фестиваль проходит в апреле). Эти люди занимаются гостями, каталогом, прессой. А двое – директор Габи Бабич и программный директор фестиваля Маркус Рейтер – трудятся весь год практически без перерыва. Потому что фестиваль – это не одна неделя в апреле или в сентябре, это постоянная работа. Процесс поиска новых фильмов, приобретения необходимых знакомств, отстаивания своих, в том числе художественных, интересов. И, конечно, работа по привлечению зрителей. Коих на сегодняшний день у маленького немецкого фестиваля примерно 10 тысяч. Это при том, что в трехсоттысячном Висбадене нет крупных университетов и, следовательно, мало молодежи. Однако кинопроцесс идет, фестивальное колесо крутится. А значит, пройдет еще один год – и будет следующий фестиваль, будут новые фильмы и зрители. Ведь в конечном итоге для зрителей и проводятся кинофестивали, и снимаются фильмы.

Ольга ЯКОВЛЕВА,
координатор международной программы кинофестиваля «Саратовские страдания»

Добавить комментарий


Вы сейчас здесь: