Открывая мероприятие, председатель профильного комитета Алексей Мазепов напомнил, что в июле прошли депутатские слушания о состоянии пассажирских перевозок на территории области. По итогам слушаний региональному минтрансу было рекомендовано в рамках предстоящей оптимизации отрасли подготовить предложения и ответить на вопросы о целесообразности сохранения за областью 100-процентных пакетов акций автотранспортных предприятий (АТП), а также создания саморегулируемых организаций.

Ситуацию в отрасли представил первый замминистра транспорта и дорожного хозяйства Андрей Дармограй. Он рассказал, что пассажиропоток по региону за год в среднем составляет 220 миллионов человек. В настоящее время в системе пассажирских перевозок участвуют более 700 индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, 22 из которых – акционерные общества со 100-процентной долей области. Частные перевозчики постепенно вытесняют государственные предприятия с рынка, занимая наиболее выгодные маршруты, а большую часть социальной нагрузки несут государственные предприятия. Такая ситуация характерна, прежде всего, для крупных городов области. Так, в Саратове частные компании обслуживают примерно 95% маршрутов, в Балакове – 80%, Балашове – 75%, а в городах Энгельсе, Вольске, Ртищево – полностью.

Госпредприятия вынуждены обслуживать малодоходные пригородные и межмуниципальные маршруты (52 процента всех перевозок), терпят убытки и не способны конкурировать на рынке. При этом из-за напряженности областного бюджета образовалась задолженность перед транспортниками по выплате компенсаций выпадающих доходов за перевозку льготных категорий граждан. Все эти причины, в конечном счете, привели к тому, что шесть государственных автотранспортных предприятий уже находятся под процедурой банкротства, близки к этому еще примерно пять организаций. Таким образом, по мнению Андрея Дармограя, налицо все предпосылки к реформированию отрасли.

Замминистра также озвучил основные направления, по которым министерство намечает провести оптимизацию. Часть неэффективных предприятий предлагается обанкротить, сохранив базовые организации в крупных городах. В отношении остальных можно будет рассмотреть разные варианты, в том числе – возможность передачи пакетов акций АТП муниципальным образованиям. Наряду с этим предлагается оптимизировать маршрутную сеть путем объединения направлений, и, если понадобится, – индексировать тарифы на проезд, а также привлечь на маршруты частников. На все эти процедуры, по мнению чиновника, понадобится не менее года.

Депутат облдумы, генеральный директор ОАО «Автокомбинат №2» Андрей Беликов не согласился с позицией министерства. Он выразил опасение, что предложенные меры не помогут сохранить государственный сектор на рынке пассажироперевозок. По мнению парламентария, необходимо в целом менять систему управления транспортным комплексом региона путем централизации и создания единого автопредприятия с единой службой наблюдения и координации. Это позволит создать равноправные условия на региональном рынке пассажирских перевозок и единые и понятные «правила игры» для его участников. Андрей Беликов также попытался выяснить, как получилось, что в очереди на банкротство оказалось ОАО «Автобусный парк», которое обладает большим имущественным комплексом и территорией в перспективном для застройки районе Саратова. Вместе с тем, в числе «прибыльных» оказалось ОАО «Пассажиртранс – 1», у которого на балансе нет никакой собственности.

Зампред облправительства Василий Разделкин ответил на вопрос депутата, что критерии, по которым оцениваются результаты работы предприятий, для всех одинаковые – это показатели финансово-экономической деятельности.

Министр Николай Чуриков пояснил, что оптимизация не предполагает обязательное сохранение госпредприятий. Главные принципы, которыми руководствовалось министерство, – обеспечение доступности и качества автотранспортных перевозок для людей.

В ходе обмена мнениями большинство участников «круглого стола» поддержали идею создания саморегулируемых организаций (СРО), которые помогут упорядочить работу транспортного комплекса региона. При этом Александр Ландо отметил недостаточно эффективное управление отраслью со стороны профильного министерства, о чем, по мнению общественника, свидетельствуют показатели средней заработной платы работников отрасли – 14,2 тыс. рублей. Член ОП Михаил Волков обратил внимание на необходимость сохранения за государством в ходе приватизации таких ресурсов, как автопарки и ремонтные мастерские. Поэтому, прежде всего, надо провести инвентаризацию имущественного комплекса и проанализировать. Его коллега Ксения Корнилова предостерегла специалистов от возможных ошибок при создании СРО.

Согласившись, что СРО снимут многие проблемы транспортного комплекса, депутат Владимир Писарюк отметил отсутствие у министерства конкретных предложений по этому вопросу. Он также считает, что минтранс мог бы уже представить и предварительный план оптимизации маршрутной сети, чего также не было сделано. Не ясно, по мнению народного избранника, какой экономический эффект может быть получен от итогов приватизации.

Комментируя итоги заседания «круглого стола», Алексей Мазепов сказал: «Сегодня депутаты и общественность убедились, что предлагаемый план оптимизации отрасли автотранспортных пассажирских перевозок не достаточно проработан. Требуют дополнительных разъяснений вопросы экономической обоснованности необходимости банкротства или объединения транспортных предприятий госсектора. Важно, чтобы при реформировании отрасли не ухудшилось положение жителей нашей области, была обеспечена транспортная доступность в самые отдаленные территории».