Одним из самых главных нововведений стало серьезное сокращение полномочий, закрепленных за сельскими поселениями. Отныне из их компетенции исключены самые затратные и требующие квалифицированных кадров вопросы: ресурсоснабжения, дорожной деятельности, строительства и содержания жилищного фонда, а также оказания транспортных услуг. В результате от внушительного перечня, состоящего из 39 вопросов, поселениям оставили только 13. Это не может не радовать, по крайней мере, сами поселения: появилась прекрасная возможность качественнее исполнять более узкий круг полномочий.

Изменения подписаны президентом, они уже вступили в силу, в течение шести месяцев должны быть приняты региональные законы, направленные на непосредственную реализацию новаций на местах. Затем муниципалитетам дадут три месяца на приведение своих уставов в соответствие с изменившимся законодательством.

 

Делегировать или выбирать?

После принятия поправок в 131-ФЗ областное правительство инициировало широкое обсуждение дальнейших преобразований в системе местного самоуправления. Так, на одном из последних заседаний правления ассоциации и президиума Палаты муниципальных районов, министр по делам территориальных образований области Людмила Жуковская рассказала о предложениях, поступивших от муниципалитетов. В частности, по вопросам формирования представительного органа муниципального района, порядка избрания главы МО и о введении дополнительных полномочий местного значения для сельских поселений. По словам министра, муниципалы единогласно высказались за способ избрания главы МО из состава представительного органа. Что же касается способов формирования районных собраний (делегирование депутатов поселенческого уровня либо избрание на муниципальных выборах), то в нашей области обе схемы реализуются уже не первый год. Так, накоплен хороший опыт работы райсобраний, созданных путем делегирования, в Вольском, Ершовском, Саратовском и Хвалынском районах. Этот опыт, кстати, был обобщен и проанализирован Минрегионом, который отметил «возрастание роли поселений и более полный учет на районном уровне интересов каждого из них». В ходе напряженной дискуссии представители муниципалитетов области сошлись в мнении, что «в силу различий между городскими и сельскими территориями нужно предложить депутатам облдумы рассмотреть дифференцированный подход в определении способа формирования районных собраний». Что же касается закрепления за сельскими поселениями дополнительных вопросов местного значения, то члены правления ассоциации поддержали предложения муниципалитетов области, сочтя их более чем здравыми.

– Президент ставит задачу, чтобы органы местного самоуправления в лице исполнительной и представительной власти были как можно ближе к населению. Поэтому глава государства предложил несколько вариантов формирования районного собрания. В частности, депутаты в его состав могут быть делегированы из числа народных избранников поселенческого уровня. Это делается для того, чтобы они как можно лучше знали проблемы на местах, видели пути их решения уже на более высоком, районном уровне, – объясняет Людмила Жуковская.

 

ВРЕЗКА

Большинство муниципалитетов Саратовской области сошлись в мнении, что помимо полномочий поселений, зафиксированных в недавно измененном базовом законе о МСУ, имеет смысл оставить вопросы:

– сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения;

– охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;

– создания условий для развития местного традиционного народного художественного творчества;

– участия в сохранении, возрождении и развитии народны художественных промыслов в поселении;

– создания условий для массового отдыха жителей поселения и организации благоустройства мест массового отдыха населения;

– организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

 

Чтобы можно было дотянуться

Первый вопрос, который надо широко обсудить – перераспределение полномочий между органами МСУ разных уровней и региональной властью, уверена министр Жуковская. Отметим, что базовый закон дал регионам право самостоятельно принимать такие решения. Кроме того, субъект своим законом может расширить перечень полномочий, закрепленных за поселениями (о чем уже говорилось выше), определив, какие еще вопросы можно и нужно выполнять непосредственно на местах, не передавая их на районный уровень. Тем более что объем полномочий, закрепленных за районным уровнем, ощутимо возрастает.

Как известно, тема создания принципиально новых типов муниципальных образований – городского округа с внутригородским делением и, соответственно, внутригородских районов, вызвала оживленные споры.

– Неоднократно отмечалось, что в крупных населенных пунктах муниципальная власть до сих пор не в полном смысле отвечала смыслу этого уровня власти, – говорит Людмила Жуковская. – Жители зачастую даже своих депутатов в муниципальном совете в лицо не знали. Тем временем муниципальный уровень власти является самым близким гражданам. До него, об этом прямо сказал президент, граждане должны иметь возможность рукой дотянуться.

 

В ТЕМУ

На первом организационном заседании рабочей группы комитета областной думы по госстроительству обсуждались изменения в региональное законодательство, касающееся полномочий муниципальных районов и поселений, выборов глав и органов МСУ.

Рабочую группу возглавили спикер облдумы Владимир Капкаев, главный федеральный инспектор Марина Алешина и вице-губернатор Денис Фадеев. В состав группы вошли депутаты, главы муниципальных образований, в том числе глава Саратова Олег Грищенко, а также министр по делам территориальных образований Людмила Жуковская и представители совета муниципальных образований области.

Члены рабочей группы рассмотрели план-график работы над корректировкой законодательства, предполагаемые варианты порядка формирования представительных органов муниципальных районов, способа избрания глав МО, а также сроки разработки и принятия поправок в нормативно-правовые акты.

 

МНЕНИЯ

Валерий РАДАЕВ, губернатор Саратовской области:

– По новым региональным законам о местном самоуправлении нам жить не год и не два, и они должны быть максимально удобными, чтобы муниципальная власть вернула себе свой исходный смысл – быть близкой к людям. Наши жители ежедневно соприкасаются с вопросами местного значения, которые затрагивает реформа. Необходимо реализовать задачу, поставленную президентом страны, чтобы муниципальная власть дошла до каждого жителя, чтобы она была на расстоянии вытянутой руки.

Владимир КАПКАЕВ, председатель Саратовской областной думы:

– При кажущейся простоте и очевидности принятия того или иного законодательного решения необходимо предусмотреть все возможные последствия – и правовые, и экономические. Поэтому, на мой взгляд, нужно тщательно проанализировать предложения муниципальных образований.

Людмила ЖУКОВСКАЯ, министр по делам территориальных образований:

– Органы местного самоуправления, работающие на селе, – очень важная ступень власти. Люди в первую очередь обращаются к ней. После внесения поправок сельским поселениям оставлено только 13 вопросов местного значения вместо 39. Их стало гораздо меньше, но при этом возросли возможности для более качественного их исполнения. Поскольку в разных муниципальных районах в силу их специфики существуют различные точки зрения относительно формирования органов МСУ, то следует рассмотреть все возможные варианты.

Галина КОМКОВА, декан юридического факультета СГУ, депутат областной думы:

– Цель муниципальной реформы весьма благородна – дать возможность людям не только достучаться до местной власти, но и быть услышанной ею. В поправках к закону о местном самоуправлении установлена норма, согласно которой представительный орган муниципального района может формироваться из глав поселений, входящих в состав района, и из депутатов представительных органов поселений. В итоге влияние представителей сельских и поселковых муниципалитетов будет усилено на районном уровне – там, где и принимаются судьбоносные решения для района и для всех поселений, входящих в его состав. Кроме того, возрастет и спрос с депутатов, которые должны отстаивать интересы своих избирателей. Поэтому изменения, внесенные в 131-й закон, будут способствовать развитию муниципальной демократии, повышению ответственности народных избранников за принятые решения, а также росту активности самих граждан.

Виктория КОСТЕНКО, депутат Аткарского муниципального собрания:

– Благодаря реформе полномочия сельских поселений сокращаются примерно в три раза. Организация транспортного снабжения, содержание дорог, снабжение энегоресурсами – все это однозначно должно решаться на уровне района, поскольку там большее возможностей для исполнения данных полномочий.

ЦИФРА

79%

жителей российских городов с населением более 1 млн человек вообще не знают депутатов, которые представляют их избирательный округ в муниципальном собрании. Первые результаты аналогичного опроса, проводимого совместно с Поволжским институтом имени Столыпина в Саратове (опрошены 720 человек), схожи – более 74% горожан никогда не встречались со своим депутатом, 12% виделись с ним только в ходе избирательной кампании. И только 5% респондентов смогли правильно назвать своего депутата.

СПРАВКА «СОГ»

Какие полномочия остались у поселений:

– формирование, утверждение и исполнение бюджета;

– установление, изменение и отмена местных налогов;

– владение, пользование и распоряжение имуществом;

– обеспечение первичных мер пожарной безопасности;

– связь, общепит, торговля и бытовое обслуживание;

– досуг и культура;

– физическая культура и массовый спорт;

– обустройство мест отдыха;

– формирование и содержание архива;

– благоустройство;

– расширение рынка сельхозпродукции, развитие малого и среднего предпринимательства;

– работа с детьми и молодежью;

– деятельность добровольных формирований по охране порядка.

Источник: Саратовская областная газета