Компромисс против коллапса

С 1 августа могут повыситься цены на проезд в городском общественном транспорте. Правительство области приняло решение об увеличении предельно допустимых тарифов. К стоимости билета может прибавиться три рубля. Таким образом, в автобусе можно будет прокатиться за 15, в маршрутке – за 17 рублей.

Напомним, что повышение транспортных тарифов начали с новой силой обсуждать в начале года. Была даже названа дата – 1 марта. Однако в правительстве решили не торопиться с принятием решения, вели переговоры с перевозчиками. Те говорили, что для достижения рентабельности их бизнеса необходимо поднять верхнюю планку до 22 рублей. Правительство на такой резкий скачок не согласилось.

– Было принято решение, которое учитывает платежную способность населения и позволит сохранить баланс между интересами пассажиров и решением задач по функционированию транспортного комплекса в регионе, – отмечает первый замминистра транспорта Андрей Дармограй.

«СОГ» уже неоднократно писала о тяжелой ситуации, в которой находятся автотранспортные предприятия региона. В ряде случаев ее можно описать как предбанкротную. Транспортникам становится все труднее заниматься обновлением парка, техническим обслуживанием и обеспечением безопасной работы техники. Такие вопросы они поставили перед общественностью на слушаниях в июне. Тогда же, как решение проблемы, и было предложено повышение тарифа.

– Действующие тарифы на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом на территории области были утверждены более двух лет назад, в 2012 году. За это время отмечается существенное увеличение затрат по основным статьям расходов, связанным с осуществлением технологии перевозок пассажиров городским транспортом. Стоимость ГСМ увеличилась в среднем на 25–30%, запасных частей на 35–40%. В целом действующие в настоящее время тарифы на городские перевозки покрывают не более 80% расходов на их организацию, – говорит Дармограй.

Генеральный директор компании «Межгородтранс» Михаил Любарский говорит, что за последние пять лет цены на топливо увеличились на 70%, на ТЭР – на 50%, тогда как транспортные услуги выросли всего на 20%. Кроме того, перевозчики сегодня вынуждены приобретать более качественную импортную технику, а она по стоимости в разы отличается от отечественной. Перевозчикам пришлось почти полностью свернуть программу по обновлению парка автобусов большой вместимости. У «Межгородтранса» за последние поставки имеется задолженность по лизинговым платежам.

– Себестоимость перевозок всегда выше цен на проезд, но в Саратове разница достигает особенно большого размера. В прошлом году у нас себестоимость перевозки одного пассажира составила 17,36 рубля, в этом году превысила 20 рублей. Эту разницу приходится компенсировать областному бюджету. Тот тариф, который предлагается установить, – социально направленный, потому что принят с учетом платежеспособности населения. Повышение тарифов даст экономическую стабилизацию предприятию и компенсирует те потери, которые произошли в результате инфляционных процессов, – считает Любарский.

МНЕНИЕ

Александр ЛАНДО, председатель Общественной палаты области:

– Мы проводили общественные слушания по этой теме и пришли к выводу о том, что это нужно делать. Либо транспорт встанет и мы будем ходить пешком, либо все-таки будем ездить, хоть и за большую цену. Ведь транспортные предприятия убыточны, находятся в предбанкротном состоянии. Там тоже трудятся люди, которые хотят получать зарплату и работать за рулем безопасной техники. Мы в этом направлении еще не самые плохие: у нас цена, даже несмотря на повышение, останется одной из самых низких. Можно много говорить об этом, возмущаться, но надо быть реалистами. Повышение стоимости проезда – это вынужденная необходимость.

 

Источник: Саратовская областная газета