«Глас Народа»

  • Глас Народа в Facebook
  • Глас Народа в ВКонтакте
  • Глас Народа в Google Plus
18+

Саратов достоин высокого звания «Город трудовой доблести»

Предложение президента отметить подвиг тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны путем присвоения городам, внесшим наибольший трудовой вклад в Победу над фашистской Германией статуса «Город трудовой доблести», вызвало широкий отклик у саратовцев. Сегодня в общественных объединениях и трудовых коллективах проходят собрания в поддержку присвоения городу этого высокого статуса. Органы власти и местного самоуправления организовали работу по сбору необходимых документов.

Саратов в годы войны был ближнем тылом Сталинграда, без трудового подвига саратовцев победа на Волге потребовала бы еще больших жертв, и это признают в Волгограде. Недавно делегация органов МСУ Саратова посетила соседний город-герой и получила заверение, что в Волгограде с удовольствием поддержат заявку Саратова.

Однако не только во время Сталинградской битвы, но и во все годы военного лихолетья саратовцы вносили значительный вклад в приближение Победы.

Предлагаем вашему вниманию краткую историческую справку о трудовом подвиге саратовцев:

Саратов – административный центр одноименной области на юго-востоке европейской части России. Впервые получил такой статус в 1781 г., став губернским городом. В начале ХХ в. по количеству жителей занимал третье место в России (в современных границах), являлся крупным узлом перевозки транзитных грузов (река Волга, железная дорога) и культурным центром Поволжья (университет, художественный музей, театры). Промышленность города тогда была представлена в основном переработкой сельскохозяйственного сырья и отдельными металлообрабатывающими производствами. Бурное промышленное развитие города произошло в 1930-е гг.


В период Великой Отечественной войны Саратов более полугода (август 1942 – февраль 1943 гг.) находился на прифронтовом положении. Неоднократно подвергался бомбардировкам авиации противника. В 1941-1943 гг. один из центров в ближнем тылу формирования воинских контингентов и лечения раненых красноармейцев. Некоторое время в Саратове размещались аппараты Президиума Верховного Совета и Совнаркома РСФСР. Промышленность города сыграла значительную роль в производстве военной и гражданской продукции.

Основу оборонно-промышленного комплекса Саратова в период Великой Отечественной войны составили производства, введенные в строй в годы первых советских пятилеток. В это время было построено около 30 крупных заводов: комбайновый (в 1937 г. перепрофилирован на производство боевых самолетов), тракторных деталей, щелочных и свинцовых аккумуляторов, станкостроительные, нефтеперерабатывающий, шарикоподшипниковый (ГПЗ-3) и др. Реконструкции подвергся целый ряд старых металлообрабатывающих заводов: «Серп и молот», «Универсаль», им. Ленина (бывший Гантке). С началом войны абсолютное большинство предприятий Саратова было переведено на обслуживание непосредственных нужд армии и флота и производство военной продукции. Эвакуация около 80 промышленных предприятий (всего в область почти 100 предприятий) с числом станков около 6 тыс. и более 20 тыс. человек производственного персонала значительно увеличило оборонно-промышленный потенциал города. На территории ГПЗ-3 разместилась часть цехов 1-го Московского подшипникового завод, имевших более тысячи единиц оборудования. Эвакуированные из Тулы оружейные заводы № 66 и № 314 (427 станков) слились с саратовским заводом «Трактородеталь», образовав завод № 614 Наркомата вооружения. Харьковский завод «Серп и молот» (384 единиц оборудования) обосновался на площадях аналогичного по названию местного завода Наркомата сельхозмашиностроения. Ленинградский завод «Ленинская искра» сливался с саратовским заводом № 236 (свинцовых аккумуляторов)3 В то же время на базе эвакуированных производств в Саратове возникло 8 крупных и около 20 средних предприятий. Из них наиболее значимыми предприятиями являлись заводы № 306 (его образовали 6 заводов из Москвы, Ленинграда, Полтавы и Ржева), № 205 им. Хрущева (Москва), № 572 (Ленинград), № 180 (Киев, Ижора, Ленинград, Дарница), № 702 (эбонитовый) (Ленинград), швейная фабрика «Знамя индустриализации» (Витебск). Два крупных предприятия были созданы в городе-спутнике Энгельсе на базе брянского вагоностроительного завода им. Урицкого и московского завода им. Орджоникидзе.

Всего в Саратове в годы Великой Отечественной войны действовало 35 крупных заводов с общим числом работающих свыше 60 тыс. человек и 388 различных предприятий пищевой, легкой, мукомольной, местной и другой промышленности, где трудились еще 34 тысячи работников. Практически все предприятия города выпускали продукцию для фронта: боеприпасы, снаряды, мины, авиационные бомбы, пистолеты-пулеметы, противотанковые ружья, минометы, свинцовые и щелочные аккумуляторы, авиационные и артиллерийские приборы, шарикоподшипники, горючее, корпуса танков, самолеты, обмундирование, перевязочный материал, пищевые концентраты, предметы фронтового быта. Уже к 1943 г. объем выпуска военной продукции на предприятиях Саратова вырос более чем 5 раз, а всего за годы войны промышленность выпустила продукции на сумму в 7,5 млрд. рублей.

Наибольший объем военной продукции приходится на предприятия авиационного кластера, который включал в себя самолетостроительный завод № 292, агрегатный № 306, электроприборостроительный № 213, винтовой № 167, клеевой № 307, на которых только рабочих насчитывалось более 16 тыс. человек.

Завод № 292 (директор И.С. Левин) являлся головным предприятием НКАП по выпуску самолетов-истребителей Як-1 и Як-3. В 1941-1945 гг. заводом было произведено 13569 боевых машин, т.е. почти каждый четвертый советский самолет-истребитель. В 1942 г., когда многие эвакуированные авиационные заводы только восстанавливались на новых местах, его производство составляло почти 14% выпуска самолетов всех типов в СССР. За обеспечение бесперебойной поставки продукции фронту завод в числе первых советских предприятий 28 июля 1942 г. был награжден орденом Ленина. 130 работников авиационного завода в это время первыми в Саратове удостоились за свой труд орденов и медалей. В сентябре и октябре 1942 г., когда военные действия велись в районе Сталинграда, на заводе была достигнута самая большая суточная и месячная сдача самолетов за годы войны (до 13 машин ежедневно). За три месяца – август, сентябрь, октябрь – 1942 г. завод изготовил и отправил на фронт на пять полков истребителей больше, чем за второе полугодие 1941 г. Во время бомбардировочных налетов в июне 1943 г. завод был почти полностью разрушен и стоял вопрос об отправке его оборудования и производственного персонала в другой регион. Однако завод был восстановлен менее чем за 80 дней и вышел на прежние производственные показатели. По окончании Великой Отечественной войны он был снова награжден орденом Трудового Красного Знамени. Кроме того, коллектив завода № 292 16 раз в ходе войны получал Красное знамя ГКО, в мае 1945 г. оно было передано ему на вечное хранение.

Вновь созданный завод № 306 (ныне Саратовское электроагрегатное производственное объединение) уже к концу 1941 г. освоил производство сложных агрегатов для авиамоторов (магнето), которыми снабжались все без исключения моторостроительные предприятия авиационной отрасли. 16 сентября 1945 г. он был награжден орденом Красной Звезды.

Завод № 213 им. Орджоникидзе НКАП наряду выпуском электроприборов в конце 1941 г. освоил производство боеприпасов. 9 раз ему вручалось Красное знамя ГКО, 15 мая 1946 г. оно было заводу передано на вечное хранение. 16 сентября 1945 г. он был награжден орденом Ленина.

Одним из флагманов саратовской промышленности являлся шарикоподшипниковый завод ГПЗ-3 (директор В.С. Буторин). Особое значение его продукция имела в первый год войны, когда два московских подшипниковых завода находились в процессе эвакуации, а ГПЗ-4 в городе Куйбышеве только налаживал производство. В 1942-1943 гг. ГПЗ-3 неоднократно подвергался бомбардировкам. Впервые переходящее Красное знамя ГКО заводу было вручено в марте 1943 г. Впоследствии оно вручалось еще 6 раз. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1944 г. ГПЗ-3 был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Всего за время войны он выпустил 18 млн. штук шарикоподшипников.

К числу крупнейших предприятий Саратовской области относился в годы Великой Отечественной войны крекинг-завод № 416 им. С.М. Кирова (директор Б.П. Майоров), осуществлявший выпуск высокооктанового авиационного бензина и толуола. О значимости его продукции говорит тот факт, что ГКО дважды принимал по нему специальные постановления. В общей сложности, несмотря на бомбардировки и разрушения 1942-1943 гг., завод произвел более 3 млн. тонн горючего. За вклад обеспечение фронта и тыла в больших объемах горючим крекинг-завод в 1985 г. был награжден орденом Отечественной войны I степени. А до этого все второе полугодие 1943 г. удерживал Красное знамя ГКО и еще четырежды получал его в 1944 г.

Важнейшее значение для авиационной, танковой и судостроительной промышленности имело производство двух саратовских аккумуляторных заводов. Единственный в стране завод щелочных аккумуляторов (№ 195) за военный период произвел 195 тыс. единиц продукции. Еще в большем количестве было произведено свинцовых аккумуляторов на заводе № 236. 21 июля 1943 г. ему было присуждено Красное знамя ГКО, а Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 января 1944 г. награжден орденом Ленина.

Кроме указанных выше предприятий, во время Великой Отечественной войны орденом Красной Звезды была награждена Саратовская военно-картографическия фабрика Наркомата обороны СССР(Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1945 г.).

В конце 1941 г. на заводе № 614 был налажен выпуск противотанковых ружей Симонова. Только в 1942 г. их было произведено 35200 штук, что составило более 14% общесоюзного производства. В 1985 г. это предприятие, ставшее Саратовским агрегатным заводом, получило орден Отечественной войны I степени. Исключительно на производство боеприпасов были ориентированы саратовские заводы № 311 (бронебойно-трассирующий 37 мм. снаряд), № 572 (взрыватели К-6, К-20, В-179, снаряды малокалиберной артиллерии), «Серп и Молот» и № 45 (корпуса снарядов). Выпуск снарядов, мин и гранат осуществлялся также на многих других предприятиях Саратова, где эта продукция была не основной – заводы № 180, № 205, 348.

Крупным предприятием наркомата танковой промышленности являлся завод № 180, где трудилось более 1,5 тыс. человек. До 1944 г. этот завод изготовил 1275 корпусов танков Т-50, Т-60 и Т-70, а также 1141 бронебашню для СУ-152 и ИС-152, осуществил ремонт 1154 корпусов танка Т-34. Основным видом продукции завода № 205 им. Хрущева наркомата судостроительной промышленности было производство артиллерийских и навигационных приборов. Помимо этого на заводе за время войны было выпущено 1,5 млн. штук корпусов снарядов для реактивных установок БМ-13 («катюши»). За достигнутые производственные успехи 29 сентября 1943 г. заводу вручено переходящее Красное знамя ГКО.

Заводы № 702 и № 744 наркомата резиновой промышленности освоили в 1941-1942 гг. производство эбонитовых корпусов (банок) для свинцовых аккумуляторов и изделий из синтетического каучука. На саратовских швейных фабриках № 2 «Знамя индустриализации» и им. Крупской было пошито 1,3 млн. армейских шинелей, миллионы гимнастерок и других предметов солдатского обмундирования. Предприятия пищевой промышленности города произвели сотни тонн муки, макаронных изделий, сухарей, мясных консервов, пищевых концентратов. В целом около 100 саратовских предприятий получали знамена ГКО, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС.

В августе 1942 – феврале 1943 гг., когда Саратовская область находилась на военном положении, основная часть выпущенной предприятиями города продукции отправлялась войскам сталинградских фронтов. Только в сентябре 1942 года 16 саратовских машиностроительных заводов выпустили 4066 противотанковых ружей, 373 тыс. корпусов снарядов, 8 тыс. корпусов авиабомб, 3665 головок к снарядам, 466 тыс. корпусов гранат, 18 тыс. корпусов мин, 13110 мин, 900 тыс. взрывателей, 125 минометов, 105 корпусов танка, 362 тыс. подшипников, 200 универсальных пулеметных станков. Промышленные предприятия выполнили большое количество срочных фронтовых заказов без снижения государственного плана, за счет дополнительных усилий рабочих и инженеров.

С первых дней войны труженики фабрик и заводов Саратова развернули неутомимую деятельность по наращиванию выпуска военной продукции, повышению производительности труда и максимальному сокращению себестоимости выпускаемой продукции. На заводах и фабриках Саратова и Энгельса уже в 1943 г. насчитывалось свыше 39,5 тыс. стахановцев, ударников и «двухсотников». На тысячу и более процентов сменные задания выполняли такие рабочие саратовских предприятий, как Н. Шувалов, Н. Романец (завод № 292), Я. Малеванный (завод № 306), И. Срогович (судоремонтный завод) и др. На предприятиях города почетное звание фронтовых носили более 500 молодежных бригад. Лучшей не только на заводе, но во всей отрасли являлась бригада цеха № 4 ГПЗ-3, возглавляемая А.Е. Козловым. Внушительных размеров достигло движение по рационализации производственных процессов. Только рационализаторские предложения механика крекинг-завода Н.Ф. Шурбина дало в 1943-1944 гг. экономию в 3 млн. рублей. За проявленный в годы войны трудовой героизм около 3,5 тыс. рабочих, инженеров, руководящих работников промышленности награждались орденами и медалями.

Ярким примером трудового героизма, проявленного саратовцами в годы Великой Отечественной войны, стало сооружение методом народной стройки 18-ти километрового газопровода Елшанка-СарГРЭС, что позволило предприятиям города выйти из энергетического кризиса. Всего к концу войны в Саратов поступило 900 млн. куб. м газа, что было эквивалентно 775 тыс. т каменного угля. В 1944 г. по решению ГКО началось строительство газопровода Саратов-Москва.

За период Сталинградского сражения саратовскими железнодорожниками было доставлено в районы военных действий около 300 тыс. вагонов с войсками и грузами. В рекордно короткие сроки весной-летом 1942 г. к району боевых действий была построена железная дорога Саратов-Сталинград протяженностью более 300 км, в сооружении которой принимали участие более 3,5 тысяч жителей города21. В течение двух навигаций саратовским речникам приходилось доставлять грузы в условиях обстрелов вражеской авиации и минирования фарватера Волги.

Саратовцы в конце 1942 г. явились одними из зачинателей в стране массового народного движения по сбору средств на закупку военной техники. До конца войны жители области на приобретение боевой техники внесли 270 млн. рублей. На собранные саратовцами средства завод № 292 изготовил для фронта 1520 самолетов 22, из которых около 100 являлись именными, врученными на авиационном заводе известным советским летчикам.

Территория Саратовской области явилась крупнейшей лечебной базой действующей армии. К июлю 1942 здесь было развернуто и работало 77 госпиталей на 48262 койки, что составляло 8,5% от коечного фонда внутреннего тылового района страны. Госпитали Саратовской области во время войны осуществили прием 634304 человек, эвакуацию 150408 раненых и больных в глубокий тыл, лечение 483896 и выписку из них в часть и кратковременный отпуск 344325, или 71,14% 24. Большую роль в организации работы госпиталей сыграли преподаватели Саратовского медицинского института: профессора С.Р. Миротворцев, Л.А. Варшамов, К.Н. Третьяков, С.Х Архангельский и др.

Ученые города также выполнили большое количество практических разработок в интересах промышленности и армии. В при Саратовском госуниверситете действовало бюро технической помощи и консультации под руководством профессора Б.А. Можаровского. За военный период СГУ выполнил более 1,5 тыс. работ оборонного характера. По заданию Генштаба Красной Армии автодорожный институт представил заключение по 250 искусственным сооружениям театра военных действий.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что жители города Саратова внесли значительный вклад в достижении Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., обеспечив бесперебойное производство военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях и помощь Красной Армии, проявив тем самым массовый трудовой героизм и самоотверженность.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий


Вы сейчас здесь: