Напомню, о сборе подписей ЦИК уведомило шестнадцать претендентов, но только шесть из них представили в установленный срок необходимое число подписей. На сегодня эти подписи проверены рабочей группой. С большой долей вероятности можно говорить, что все кандидаты, предоставившие подписи, будут зарегистрированы.

Кандидаты от непарламентских партий должны были сдать в ЦИК не менее 100 тыс. и не более 105 тыс. подписей избирателей, — это, кстати, в 20 раз меньше, чем было необходимо предоставить на прошлых выборах, а самовыдвиженцы — не менее 300 тыс. и не более 315 тыс. – в семь раз меньше, чем на прошлых выборах.  Очевидно, что возможности для участия в выборах в качестве кандидата значительно возросли. На выборах 2012 года в избирательном бюллетене не было ни одного представителя непарламентской оппозиции, а сегодня в бюллетене будет представлен полный политический спектр.

Итоги проверки подписей позволяют сделать некоторые предварительные выводы о работе штабов кандидатов. Давайте посмотрим на процент «брака» в сданных подписях. Меньше всего подписей, не соответствующих требованиям закона, обнаружили у Владимира Путина, который кстати, как самовыдвиженец предоставил в ЦИК более 300 тыс. подписей. Процент «брака» оказался всего 0,39%.

Другие кандидаты, выдвинутые непарламентскими партиями, должны были предоставить по 100 тыс. подписей. Процент подписей, несоответствующих требованиям, оказался таким: Григорий Явлинский («Яблоко») — 1,07%, Борис Титов (Партия роста) — 4,35%, Сергей Бабурин («Российский общенародный союз») — 3,18%, Ксения Собчак «Гражданская инициатива» — 1,33%, Максим Сурайкин («Коммунисты России») — 3,72%. Все уложились в допустимую норму не более 5% «брака».

При этом, мы видим, что у Явлинского и Собчак «бракованных» подписей чуть более 1%, что говорит о качестве работы их штабов. Например, в нашем регионе работа их волонтеров была заметна, а политический опыт Явлинского и активность Собчак позволили минимизировать процент «брака». Пока штаб Явлинского сработал чуть чище, но конкуренция между этими кандидатами будет продолжена и дальше, она же и составит одну из основных интриг этих выборов. Кроме них за голоса этой части избирателей может побороться и Титов, но пока, на этапе сбора подписей, его результат оказался последним. Для всех троих можно будет считать победой преодоление 3% от общего числа проголосовавших избирателей, так как это даст госфинансирование для их партий и определенные политические перспективы в будущем. Я лично считаю, что из этой правой тройки больше всего шансов у Собчак, хотя бы потому, что она самая молодая и единственная женщина в списке. Кроме того, это «новое лицо» в российской политике и определенные составляющие её имиджа могут в итоге принести больше голосов, чем приевшаяся тактика «Против всех».

На левопатриотическом фланге столкнулись Бабурин и Сурайкин, но пока их кампании менее заметны, да и результат проверки подписей говорит, что штабы еще не заработали в полную мощь. Им на руку может сыграть относительно меньшая известность Грудинина по сравнению с Геннадием Зюгановым, но для того, чтобы продемонстрировать внушительный результат, нужно быть активнее.

Традиционная «битва» между КПРФ и ЛДПР обещает быть не менее захватывающей, чем раньше. Жириновскому было бы интересно закончить политическую карьеру на пике и одолеть, наконец, кандидата от КПРФ. Перспективы главной левой партии тоже достаточно туманны, и либо Грудинин сможет стать лидером «коммунистической реновации» и показать высокий результат, либо партии придется находить какие-то другие приемы для сохранения и роста политического влияния.

Поводя предварительный итог, отмечу, что выборы становятся более конкурентными и открытыми. Все кандидаты, приложившие необходимые усилия, были зарегистрированы, никаких заметных препятствий для агитации и иной законной деятельности для их активистов нет, представлен полный спектр политических мнений, а значит, у избирателей 18 марта будет максимально широкий выбор.

Политолог Дмитрий Олейник