Как отметила Лариса Викторовна, в Саратовской области в настоящее время функционируют 87 государственных учреждений, оказывающих гражданам социальные услуги различного направления. Ежегодно услугами этих учреждений пользуются около 400 тысяч граждан.

Новый закон закрепляет практику оказания социальных услуг, сложившуюся в регионах почти за двадцатилетнюю историю современной социальной работы. С другой стороны, заметила министр, закон содержит положения, которые коренным образом меняют взгляды на социальное обслуживание. Это и адресный подход, и межведомственное взаимодействие, впервые законодательно закрепляются  понятия «социальное сопровождение» и профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании.

Одной из отличительных особенностей нового закона является то, что у гражданина появляется право выбора поставщика социальных услуг. Реальный доступ в традиционно государственную сферу деятельности получают негосударственные организации и  частные лица, готовые оказывать весь комплекс услуг, соответствующий требованиям и социальной работы. Это ставит перед государственными учреждениями не только задачу отработки региональных механизмов развития рынка социальных услуг, но и является дополнительным стимулом повышения конкурентоспособности государственных учреждений, за плечами которых опыт и  многолетняя практика работы. Для всех поставщиков соцуслуг вводится единый порядок работы в рамках стандарта предоставления услуги, ведения документации, отчетности, что будет контролироваться службой государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживании я населения.

Министр обратила внимание присутствующих, что новым законом четко регламентируется межведомственное взаимодействие в рамках социального сопровождения клиента. Кроме того, впервые законодательно закрепляется профилактическая работа, которая способствует раннему  преодолению у клиента трудной жизненной ситуации, в первую очередь в семьях с несовершеннолетними детьми.

Новый закон нацелен на повышение эффективности  и качества социального обслуживания, повышение ответственности поставщика услуг перед получателем.  Вводится общественный контроль со стороны граждан и общественных организаций, независимая оценка качества деятельности учреждений социального обслуживания. Во всех государственных организациях социального обслуживания будет обязательно наличие попечительского совета, основная задача которого – участие в разработке основных направлений развития организации, повышении эффективности работы, содействие  в привлечении дополнительных финансовых и материальных средств.

Для граждан помимо права выбора поставщика услуги новым является наличие индивидуальной программы реабилитации. Она в обязательном порядке формируется для каждого получателя услуг, согласно утвержденного законом Саратовкой области перечня социальных услуг и услуг в рамках социального сопровождения и стандартов социального обслуживания. Индивидуальная программа носит рекомендательный характер для гражданина и обязательна для исполнения поставщиком социальных услуг. Гражданин имеет право отказаться от каких-либо услуг, либо внести в программу новые услуги, в зависимости от жизненной ситуации, в которой он оказался. Формируют программу абсолютно все государственные органы, оказывающие социальные услуги. Утверждает индивидуальную программу территориальный орган в течение 10 дней.

По всем возникающим вопросам гражданин может обращаться по телефонам горячей линии в органы социальной защиты населения, добавила Лариса Викторовна.