Благодаря совместной работе по мобилизации доходов, проводимой правительством области, органами местного самоуправления и федеральными структурами, в 2015 году план по собственным доходам исполнен в полном объеме. Однако резервы еще остаются, в том числе за счет снижения уровня теневой экономики, повышения собираемости налогов, легализации заработной платы, реализации неиспользуемого государственного имущества.

Исполнение областного бюджета по расходам составило более 83 млрд. рублей. Из них 97,5% расходов, а это 81,3 млрд. рублей, сформированы и исполнены на основе программно-целевого принципа в разрезе 22 государственных программ. Все поступившие от главных распорядителей заявки были профинансированы полностью. Отчетный год закончен без кредиторской задолженности. Как и ранее, наибольшую долю в бюджете занимают расходы отраслей социальной сферы – 64%, то есть более 53 млрд. рублей. В сравнении с 2010 годом их объем вырос в 1,7 раза. А если говорить обо всех расходах социальной направленности, то они фактически составили 76,8%. В прошлом году были выполнены все требуемые показатели в части оплаты труда работников бюджетной сферы. Всего в 2015 году на оплату труда отдельных категорий работников направлено 17,3 млрд. рублей.

На реализацию областной адресной инвестиционной программы в прошлом году было выделено почти 4 млрд. рублей, из которых 60,1% направлено на строительство объектов муниципальной собственности. Еще одно большое направление расходов – поддержка муниципалитетов. Политика в этой сфере, как и прежде, была направлена не только на выравнивание финансовых возможностей, но и на обеспечение сбалансированности всех местных бюджетов до уровня поселений по социально-значимым расходам. Объем всех видов межбюджетных трансфертов в 2015 году составил 21,5 млрд. рублей.

Размер государственного долга Воронежской области Надежда Сафонова определила как находящийся на экономически безопасном уровне в рамках допустимых параметров. На протяжении ряда лет область сохраняет статус региона с умеренной долговой нагрузкой.

По итогам доклада Алексей Гордеев дал поручение разработать систему постоянно действующего аудита, способного проинвентаризировать всю бюджетную сеть.

— Очевидно, что отраслевые департаменты с этой работой не справляются. Наш призыв тратить бюджетный рубль эффективно остается подвешенным в воздухе, то и дело вскрываются какие-то подведомственные организации, не приносящие эффект и не оказывающие государственных услуг. Параллельно мы создаем новую сеть – детские сады, школы, спортивные объекты. И там тоже нужно следить за эффективностью, ведь сеть приходится содержать. Все, включая рядовых граждан Воронежской области, должны понимать, что это наше, общее. И лучше заплатить лишнюю тысячу за ребенка, подняв тем самым качество обслуживания, чем эту тысячу потратить впустую, — сказал глава региона.

Затем об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области за 2015 год участников заседания правительства области проинформировал директор регионального Территориального фонда обязательного медицинского страхования Александр Данилов. Общий объем доходов бюджета фонда за 2015 год составил 19,8 млрд. рублей или 100,4 % от утвержденного объема. По сравнению с 2014 годом общий объем поступлений увеличился на 14,1 %. В составе поступлений наибольший удельный вес – 98,6 % — составляют субвенции на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования. В 2015 году из нормированного страхового запаса Федерального фонда ОМС были получены дополнительные средства на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования в сумме 326,2 млн. рублей, что позволило проиндексировать с 1 ноября 2015 года тарифы на оплату стационарной медицинской помощи на 7,3 % и оплатить в полном объеме специализированную медицинскую помощь, оказанную федеральными госучреждениями.

Расходная часть бюджета террфонда исполнена в сумме 19,7 млрд. рублей, с приростом к 2014 году на 9%. Основным направлением расходования средств является финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования. В составе расходов бюджета фонда для поддержания финансовой устойчивости территориальной программы ОМС сформирован нормированный страховой запас в размере 1,7 млрд. рублей. Реализация территориальной программы ОМС исполнена с профицитом в сумме 74,2 млн. рублей.

Заместитель председателя правительства области Виктор Логвинов в рамках повестки заседания выступил с докладом об основных направлениях государственной поддержки агропромышленного комплекса Воронежской области в 2016 году. Что касается итогов 2015 года, общий объем субсидий  организациям АПК области составил 9,7 млрд. рублей. По этому показателю область занимала в прошлом и занимает в текущем году третье место в Российской Федерации. В ушедшем году удельный вес прибыльных хозяйств в общей численности сельскохозяйственных организаций составил 95%. Благодаря субсидированию в 2015 году удалось сохранить положительную динамику инвестиций в основной капитал, физический объём которых превысил 17 млрд. рублей, а в отрасли переработки – 10 млрд. рублей. За 2015 год организациями АПК уплачено налогов в бюджеты всех уровней свыше 7,2 млрд. рублей.

В 2016 году основные приоритеты государственной поддержки сохраняются. Минсельхозом в соответствии с заключенными соглашениями на сегодняшний день установлен лимит 5,7 млрд. рублей. Бюджетом Воронежской области предусмотрено финансирование на уровне прошлого года, в размере 2 млрд. рублей. По-прежнему, приоритетом остаётся животноводство, на развитие которого выделено 4,6 млрд. рублей. На развитие растениеводства и переработку растениеводческой продукции будет направлено 2,7 млрд. рублей. На текущий момент поступило и освоено 3, 04 млрд. рублей федеральных средств, субсидии перечислены 1471 получателю.

Одним из новых направлений господдержки стало возмещение из федерального бюджета от 20 до 30% прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса. Правительством РФ предусмотрено финансирование шести проектов в сумме 678 миллионов рублей. Пять проектов направлены на создание животноводческих комплексов молочного направления и один — на строительство плодохранилища.

С каждым годом более востребованной становится поддержка малых форм хозяйствования в форме грантов на создание фермерских хозяйств и развитие семейных животноводческих ферм на базе КФХ. Если в 2015 году всего было предоставлено 125 заявок на получение данного вида поддержки, то в 2016 году принято уже 222 заявки.

Виктор Логвинов обратил внимание, на то, что у 162 сельхозпредприятий и фермеров обнаружилась задолженность по налогам, зачастую очень незначительная (до 100 рублей), что не позволяет перечислять им субсидии. Это грозит неосвоением выделенных федеральных лимитов. Он попросил глав муниципальных районов уделять больше внимания работе с руководством сельскохозяйственных предприятий и фермерами в сфере ликвидации налоговых задолженностей, своевременному информированию и напоминанию.

Губернатор акцентировал внимание профильного департамента на необходимости увязать объемы государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей с продуктивностью их работы, особенно в сфере растениеводства.

— Можно примерно предположить, что по подсолнечнику укрывается где-то половина урожая от реального объема, это видно даже по задействованным перерабатывающим мощностям. Укрывают урожай – значит, укрывают доходы и так далее. Еще нужно увязывать поддержку с реально уплачиваемыми налогами, опять же, прежде всего в растениеводстве. Во многом оно принадлежит не местным, и надо сделать так, чтобы сельхозтоваропроизводители участвовали в формировании налогооблагаемой базы региона. Поддерживать сельское хозяйство правильно, это помогает привлекать людей в сельскую местность, но инвесторы и собственники иногда получают сверхдоходы — мы знаем, что в растениеводстве рентабельность может доходить до 100%. Нужно, чтобы они делились своей прибылью с местными бюджетами, — подчеркнул Алексей Гордеев.

Глава региона поставил задачу внедрять соответствующие механизмы уже со следующего года.

В завершение заседания правительства области о защите прав предпринимателей в Воронежской области в 2015 году рассказал уполномоченный по защите прав предпринимателей в Воронежской области, президент Союза «Торгово-промышленная палата Воронежской области» Юрий Гончаров.

В структуру института уполномоченного в Воронежской области входят Общественная приемная уполномоченного по защите прав предпринимателей в Воронежской области, Совет при уполномоченном по защите прав предпринимателей, автономная некоммерческая организация «Воронежский центр общественных процедур «Бизнес против коррупции», а также юристы, оказывающие экспертные услуги на безвозмездной основе. Общественные приемные собирают и систематизируют вопросы, связанные с защитой прав и законных интересов предпринимателей, повышением правовой грамотности субъектов предпринимательской деятельности и расширением их информирования о возможностях господдержки. Общественные приемные также проводят первичную экспертизу обращений. По поручению губернатора во всех муниципальных районах области сформирована сеть общественных представителей уполномоченного, которые выступают в роли опорных пунктов института бизнес-омбудсмена, давая возможность оперативно аккумулировать информацию с мест и оказывать помощь предпринимательскому сообществу в разрешении проблемных вопросов.

В 2015 году было проведено более 100 встреч с предпринимателями, рассмотрено 76 первичных обращений. В основном письменные обращения предпринимателей были связаны с имущественными и земельными правоотношениями, действиями правоохранительных органов и нарушениями прав со стороны органов власти. К уполномоченному по правам предпринимателей также обращались за информационной помощью по вопросам программ господдержки, открытия и ведения бизнеса, налогообложения.

Алексей Гордеев подчеркнул, что необходимо понимание конкретных проблем, с которыми сталкивается в нашем регионе предпринимательское сообщество.

— Это серьезная тема и звучит она на всех уровнях – предприниматели жалуются на государственную власть, на то, что их «кошмарят», прессуют, не дают жить и развиваться, и так далее. Мы хотим и готовы защитить их права! Но для этого надо точно знать, что происходит, кто и как нарушает, — сказал губернатор. – По словам предпринимателей, в основном, «кошмарят» чиновники из контрольно-надзорных органов, правоохранительная система. Но так ли это на самом деле, есть ли факты или все на уровне разговоров в компании? Хотелось бы увидеть доклад с фактами и эффективность института уполномоченного по правам предпринимателей, а не формальные отчеты.

Глава региона отметил, что предприниматели — это те, кто создает блага и товары, за счет которых уплачиваются налоги, и в конечном итоге люди получают заработную плату, в том числе все работники бюджетной сферы, включая чиновников.

— Я не верю, что у нас в экономике большинство — жулики. Они везде есть, но как во власти, так и в экономике их примерно 1%. Давайте защищать тех, кто создает экономическую базу области. Хочется, чтобы сложилось здоровое сообщество, а это возможно, только если вскрывать все проблемы, как они есть, — сказал Алексей Гордеев.

Он также напомнил о необходимости создания силами областной Торгово-промышленной палаты репутационного банка всех руководящих кадров и перспективных работников и призвал продолжать работу в этом направлении.