В прошлом году Институт Генплана Москвы стал победителем конкурса на разработку генерального плана Воронежа. Действующий генплан Воронежа был утвержден в 2008 году.

Как отметила руководитель управления главного архитектора Воронежа Людмила Подшивалова, разработка генерального плана – это комплекс мероприятий, результатом которых станет стратегический документ, определяющий глобальные направления развития города.

– Эти семинары мы организовали исключительно для того, чтобы проектировщики собрали всю информацию по болевым моментам города с точки зрений его жителей. Все предложения будут проанализированы и учтены при подготовке документа, – рассказала Людмила Подшивалова.

Уникальность для градостроительной практики России хода подготовки важнейшего стратегического документа подчеркнул заместитель директора Института Генплана Москвы Александр Колонтай.

– Впервые генеральный план обсуждается с жителями не на стадии, когда он разработан и его нужно утверждать, а когда идет создание концепции. Для нас, как разработчиков, очень ценен опыт и мнения жителей Воронежа. Это ваш город, вы в нем живете и именно ваше видение проблем позволит нам не упустить в документе, как стратегические направления, так и локальные проблемы развития города, — подчеркивал Александр Колонтай, открывая семинары.

Напомним, что по поручению главы Воронежа Вадима Кстенина все этапы по разработке Генплана проходят максимально открыто.

Проектировщики говорят, что именно путь компактного планирования города приведет к его поступательному развитию, выходу на новые показатели. Заместитель директора Института Генплана Москвы Александр Колонтай в ходе доклада озвучил идеи, которые составят основу Генплана. Отдельно он остановился на целом ряде стратегических документов. Во-первых, Стратегия пространственного развития РФ. В этом документе отражены задачи Воронежской области и Воронежа для экономического роста страны. Далее следуют стратегии развития региона и города, уровень проработки которых специалисты Генплана отметили, как один из лучших в России.

– С Генпланом города всегда увязываются Правила землепользования и застройки. Еще один эксперимент нашего генплана Воронежа, состоит в том, чтобы с согласия всех органов власти попытаться интегрировать графические части этих двух документов в один. Такая практика хорошо зарекомендовала себя в европейских городах, обеспечивая гибкость, контролируемый ход застройки и развития города, – пояснил Александр Колонтай.

Еще один важный документ, который будет разработан – это так называемая «дорожная карта» реализации Генплана. Именно благодаря ей можно отследить выполнение основных индикаторов, заложенных в генплане и при необходимости внести правки. Этот процесс должен быть публичен и максимально понятен, подчеркивают проектировщики.

Александр Колонтай так же рассказал о том, какими видятся проблемы нашего города. Первое – низкая конкурентоспособность целого ряда предприятий, что делает их зависимыми от бюджета. Второе – город готовит много кадров, которые не всегда остаются здесь. Третье – эксперты говорят о невысоком качестве городской среды. Вывод специалистов: для реализации амбициозных и перспективных проектов город должен научиться зарабатывать. Именно это повысит его планку в общероссийских рейтингах, позволит получать не только дополнительные инвестиции, но и качественные трудовые ресурсы. Далее докладчик остановился на двух принципиальных вариантах застройки Воронежа.

– В строительстве доминанты совершенно очевидны: город может развиваться внутрь (реконструироваться) или расширять границы, захватывая земли соседних муниципальных образований. Совершенно очевидно, что в первом случае мы получим компактный город, а во втором почти город-агломерацию с рассредоточенной транспортной сетью, а значит более дорогой. Экономичнее развиваться внутрь, но это не просто, – подчеркнул Александр Колонтай.

Напомним, что ранее свое видение градостроительного развития города высказал глава Воронежа Вадим Кстенин.

– Мое четкое убеждение – город не должен бесконечно разрастаться вширь, особенно при наличии площадок, которые в настоящее время используются недостаточно эффективно, так называемых, регрессивных территорий, в том числе, имеющих ветхую застройку, – заявлял глава Воронежа Вадим Кстенин.

Эта тема стала одной из самых обсуждаемых после доклада. Так, помощник губернатора Воронежской области Константин Кузнецов подчеркнул, что особенно приятно было слышать от профессионалов правильность выбора именно стратегии развития Воронеж за счет резервных территорий. Это ставка на колоссальный потенциал Воронежа.

В ходе доклада специалисты Института Генплана назвали города-аналоги для Воронежа – это Вена, Манчестер, Леон и Мюнхен. То есть, за образец предлагается принять города, где в зоне 5-километового радиуса нет промышленности, а основная территория мегаполиса помещается в 10-ти километровый радиус.

Кроме того, в городах-аналогах активно развивается трамвай и все виды наземного общественного транспорта, а метрополитен формируется в экономически развитых плотно урбанизированных городах. Была озвучена и необходимая средняя плотность населения для эффективного общественного транспорта – более 4 тыс. человек на квадратный километр. Для сравнения: в Вене – 4,5, Мюнхене – 4,8, в Воронеже –1,7.

– Мы оценивали разные варианты развития перспективного общественного транспорта Воронежа – трамвай, скоростной трамвай, метро, а также их комбинации между собой и с действующей сетью автобусов и троллейбусов. Мы даём рекомендации городу по этапам реализации разных вариантов, включая их стоимости, – рассказал главный инженер проекта Захар Шуклин.

Таким образом, стратегическими задачами генплана названы возвращение городу его центра, связанного с другими территориями и освобожденного в 5-киломентровом радиусе от старого промышленного производства.

Двухдневный семинар по обсуждению концепции Генплана Воронежа завершился. Собранные предложения проектировщики учтут при проработке итоговой версии документа. Тех, кто не успел посетить мероприятие, свои предложения могут оставить в электронной форме.