75 процентов оборота направляются концессионером на возврат инвестиционных вложений (115 миллионов рублей) и погашение текущих расходов, неизбежно возникающих при реализации проекта – содержание помещения, реконструированного концессионером (ул. Пирогова, 87), и оплата коммунальных услуг, в том числе, электроэнергии для оборудования, закупка и техподдержка серверов, фонд оплаты труда пеших инспекторов и водителей спецавтотранспорта, расходы на содержание и эксплуатацию транспортных средств, закупка планшетов для фиксации нарушений, устранение повреждений оборудования, его ремонт и замена, содержание и эксплуатация площадок (нанесение разметки, установка знаков, уборка и т.д.), а также амортизация имущества и оборудования.

В первые годы реализации проекта речь прежде всего идет об окупаемости вложений в создание системы, а не о прибыли концессионера. При этом, система уже показала свою эффективность: в центре Воронежа теперь всегда есть, где припарковаться, снизился автотрафик и, соответственно, сопутствующие ему факторы, которые крайне негативно влияют на комфортность городской среды (пробки, уровень шума, вредные выхлопы и т.д.).

Повторим, на начальном этапе муниципальный бюджет гарантировано получает вливания от этого проекта в размере 25 процентов от общего дохода (а не от прибыли). Эти средства будут направляться на выполнение приоритетных задач, которые ставит перед администрацией города глава Воронежа Вадим Кстенин.

При этом концессионное соглашение, как и детальный бизнес-план проекта, предусматривает увеличение доли поступлений в бюджет города после возврата инвестиционных вложений. С этого момента концессионер будет перечислять в бюджет города уже 40 процентов от общего дохода, а также долю выручки, превышающую 33,3 процента от максимально возможного объема оплаты жителей города за пользование парковочными местами. Таким образом, при значительной загрузке платных парковочных мест, размер денежных средств, направляемых в бюджет от реализации проекта, может превышать доход концессионера, который будет продолжать нести затраты на эксплуатацию системы и содержание парковок.

Проект рассчитан на 10 лет, после завершения этого срока вся система, уже отлаженная и эффективная, переходит в муниципальную собственность. Кроме того, после передачи системы администрации концессионер несет ответственность за то, чтобы оборудование было пригодным для осуществления деятельности по обеспечению функционирования системы платных парковок еще в течение 2-х лет после передачи имущества.

Все средства, поступающие в бюджет, будут направлены на решение других городских проблем, в том числе, в сфере организации обслуживания населения общественным транспортом. А все финансовые риски, связанные с не выходом на уровень самоокупаемости, в такой ситуации несет концессионер, а не какое-то муниципальное предприятие или бюджет города – и это принципиальная позиция администрации Воронежа, закрепленная нормативно. И эти риски для исполнителя проекта очень велики: 1053 случая неоплаты парковки за первые два дня – это достаточно большие цифры, а все средства, которые будут неизбежно взысканы в качестве штрафа с автовладельцев-нарушителей, пойдут не концессионеру, а в бюджет города. Кроме того, остаются совершенно непредсказуемыми объемы расходов, которые понесет концессионер, если воронежцы продолжат так же интенсивно наносить прямой физический ущерб будущему муниципальному имуществу – например, дорожным знакам, паркоматам и камерам. Определенные сложности ждут ООО «Городские парковки» и в зимний период, так как именно за счет остающейся в его распоряжении доли оборотных средств в это время должны будут очищаться от снега и наледи места платных парковок.

Администрация городского округа город Воронеж уже проводит и будет проводить постоянно аудит финансового состояния концессионера, чтобы не допустить возможности «растягивания» срока окупаемости (а соответственно, и роста поступлений в бюджет) на более долгий период, чем предусмотрено бизнес-планом соглашения. Четкий и постоянный контроль не позволит завышать расходы, скрывая возможную прибыль – соглашение подразумевает максимальную открытость для администрации города всех внутренних процессов концессионера.

Часто звучат доводы о том, что проект мог быть успешно реализован силами самого муниципалитета или соответствующих муниципальных предприятий, то есть без привлечения сторонних организаций. В этом нет сомнений – мог бы. Но в таком случае, повторимся, все расходы по введению системы и потенциальные риски легли бы, так или иначе, на городской бюджет. А сейчас администрация Воронежа на практике отрабатывает только те возможные риски, которые связаны с повышенной интенсивностью работы административных комиссий, экономя бюджетные средства и не раздувая штат чиновников.