Для проведения анализа состояния системы пассажирских перевозок в муниципальных районах Воронежской области по поручению врио губернатора Александра Гусева была создана рабочая группа, в состав которой вошли представители исполнительных органов государственной власти области, Воронежской областной Думы, администраций ряда муниципальных районов, а также профсоюзных и общественных организаций и предприятий-перевозчиков. По итогам проведенного исследования были выявлены основные проблемы автотранспортных предприятий (АТП) муниципальных районов и предложены варианты их решения и дальнейшего развития системы пассажирских перевозок.

Врио руководителя департамента транспорта и автомобильных дорог области Максим Оськин в своем докладе сообщил, что рабочей группой был отмечен опережающий рост расходов  предприятий над доходами, и тому есть ряд объективных причин: снижение количества пассажиров, значительный рост стоимости топлива и запасных частей, введение новых и усиление действующих требований федерального законодательства. Администрации муниципальных районов и АТП в 2013-2017 годах предприняли ряд мер по сохранению перевозок, однако, уже почти исчерпаны ресурсы по оптимизации маршрутной сети, задействован резерв по использованию газомоторного топлива, в полном объеме сокращены расходы АТП на поддержание производственно-технической базы, оптимизирована численность непроизводственного персонала. Автопредприятиям предоставлен ресурс по налоговым и прочим преференциям, оказывается финансовая поддержка за счет средств муниципальных бюджетов.

В 2013-2015 годах за счет поддержки федерального и областного бюджетов удалось обновить автопарк в муниципальных районах на 205 автобусов типа «ПАЗ», что обеспечило выполнение требуемых параметров транспортной доступности. В 2016 году механизмы федерального финансирования изменились: средства господдержки не поступают в бюджеты субъектов РФ напрямую, а направляются производителям техники. Софинансирование из областного бюджета отсутствует, и закупки автобусной техники не производятся.

Рабочей группой было отмечено, что основными проблемами АТП муниципальных районов являются отток и старение водительских кадров, невозможность обновления подвижного состава за счет средств автотранспортных предприятий, невозможность выполнения требований федерального законодательства по обеспечению транспортной безопасности и оснащению пригородных автобусов тахографами, а также неудовлетворительное состояние автовокзалов и автостанций. Главной причиной всех указанных проблем был назван недостаток финансовых средств.

Обновление подвижного состава АТП должно проходить с одновременной его оптимизацией, чтобы количество и вместимость автобусов соответствовали фактически сложившимся на 2018 год пассажиропотокам. Предполагается заменить 46 автобусов большого класса и 74 автобуса малого класса (типа «ПАЗ») на 120 автобусов малого класса типа «Форд-Транзит» с 20-22 посадочными местами.

Комментируя доклад, Александр Гусев, дал рабочей группе поручение еще раз более внимательно проанализировать экономику автотранспортных предприятий муниципальных районов, уделив особое внимание обновлению подвижного состава и оптимизации маршрутов с учетом пассажиропотока. Эта работа особенно актуальна в свете ожидаемого выделения средств из федеральной казны.

— Дмитрий Анатольевич Медведев поддержал просьбу о выделении Воронежской области средств из федерального бюджета на обновление подвижного состава. Это целевые деньги, которые мы попросили, — 450 миллионов рублей. Сейчас проходят согласовательные процедуры в Минфине, думаю, средства мы получим уже в 2018 году. Поэтому прошу еще раз провести более глубокий анализ последствий, которые наступят после изменения подвижного состава, это очень важно, — подчеркнул глава региона.

Кроме того, врио губернатора напомнил профильным подразделениям правительства области и муниципальным образованиям, что уже сейчас нужно начать подготовку к проведению соответствующих конкурсных процедур.