Вопрос организации подвоза детей решается в регионе с 2004 года в рамках различных профильных программ. Однако, только в 2013 году, благодаря тому, что нынешней Администрацией области активно реализуются мероприятия по приобретению и оснащению образовательных организаций специальным автотранспортом, удалось впервые на территории Смоленской области полностью обеспечить потребность в школьных автобусах, в соответствии имеющимися на тот момент заявками. Главная задача на сегодняшний день – сохранить достигнутый уровень обеспеченности автобусами и планово осуществлять их замену.

В настоящее время общий километраж подвоза детей к учебным заведениям по Смоленской области составляет почти 9 тысяч километров, количество школ, к которым осуществляется подвоз, – 164, число задействованных автобусов — 158. Они обслуживают 234 школьных маршрута, обеспечивая подвоз почти 3,5 тысяч смоленских школьников (20% от количества обучающихся, проживающих в сельской местности). Все маршруты имеют «дорожный паспорт», выдаваемый ГИБДД. Протяженность маршрутов соответствует санитарным правилам и нормам: самый короткий маршрут составляет 2 километра и наиболее протяженный – 30 км, самое короткое время нахождения в пути – 3 минуты, самое длительное — полчаса.

Важный показатель – «возраст» автобусов. На сегодняшний день, исходя из постоянного мониторинга по линии профильного Департамента, из всего количества автобусов, используемых для перевозки детей, только один в 2016 году достигнет 10-ти лет эксплуатации, 13 единиц — 9-ти лет, 14 – «восьмилетки» и т.д. Таким образом, заявки формируются своевременно, по объективной логической схеме.

В течение четырех последних лет Администрацией региона закуплено 60 школьных автобусов, на эти цели израсходовано почти 80 млн рублей. В этом году уже приобретены 15  единиц транспорта. Принимаемые оперативные меры дают возможность к началу нового учебного года произвести плановую замену изношенных автобусов и вовремя открыть новые маршруты.

Нынешний автопарк на 99,4% оснащен системой ГЛОНАСС и приборами контроля за временем работы водителей (тахографами). Конечно, особое внимание уделяется безопасности перевозки и использованию школьных автобусов по назначению. Этот вопрос контролируется в максимально оперативном взаимодействии с сотрудниками УГИБДД по Смоленской области.

Заслушав представленную информацию, Губернатор Алексей Островский подчеркнул: «Несмотря на достигнутые результаты, активную работу с федеральным центром с точки зрения получения средств, нам необходимо повышать уровень обеспеченности автобусами, уровень их оснащенности. Все они должны быть в системе ГЛОНАСС, автобусный парк должен ежегодно обновляться».

В продолжение обсуждаемой темы глава региона дал поручение Департаменту по транспорту и дорожному хозяйству совместно с «Смолавтодором», муниципалитетами и Департаментом по образованию, науке и делам молодежи изучить школьные маршруты с точки зрения проведения работ по улучшению состояния дорожного полотна: «Для нас, вне всякого сомнения, важна безопасность детей. Да и автопарк слишком дорогой ценой достается,  чтобы его «убивать» по «убитым» дорогам».

Не менее актуален сегодня и кадровый вопрос. Ведь к водителям школьных автобусов, по понятным причинам, предъявляются особые требования. По данным профильного Департамента, средний возраст водителей – 48 лет. Данный показатель является оптимальным. Однако, существует проблема низкой оплаты труда специалистов этой категории (порядка 8-10 тысяч рублей). Глава региона поручил вице-губернатору Ольге Окуневой, курирующей социальную сферу, проработать возможные варианты повышения заработной платы школьным водителям с учетом средней заработной платы специалистов данного профиля по району, чтобы сохранить квалифицированные кадры  именно на «детских» маршрутах.

Еще одним вопросом, вынесенным на повестку дня совещания, стало исполнение органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Администрация региона и лично Губернатор Алексей Островский уделяет особое внимание данной проблеме.

В прошлом году на приобретение жилых помещений для детей-сирот направлено около 237 млн рублей. Из них: 18% – средства федерального бюджета, 82% – средства областного бюджета. В период с 2012 по 2015 годы в Смоленской области на обеспечение жильем детей-сирот было направлено 804,2 млн рублей, приобретено 868 жилых помещений. При этом, если в 2012 и 2013 годах приобретено по 192 жилых помещения, то в 2014 году – уже 225, в 2015 году – 259.

«Отлично, что есть такая положительная  динамика и по приобретенным квартирам, и по объему освоенных средств. Мы делаем все от нас зависящее в рамках имеющихся бюджетных возможностей. Хотя, в целом, средств на решение этой задачи пока не хватает», – отметил Губернатор.

Начальник профильного Департамента Людмила Иваниченко проинформировала главу региона об уровне освоения федеральных средств. В частности, уже в первом полугодии 2016 года по итогам проведенных 384 закупочных процедур приобретено 147 жилых помещений. Таким образом, органами местного самоуправления освоено около 163 млн рублей (57,5% от годового плана). На данный момент процент освоения уже составляет 72,4 % годового объема федеральных средств.

Вместе с тем ежегодно при осуществлении полномочий по обеспечению жильем детей-сирот бюджетные средства осваиваются не в полном объеме. Это происходит, в том числе, потому, что нередки отказы детей-сирот от приобретенных для них жилых помещений. Чтобы урегулировать ситуацию, местным властям приходится брать на себя дополнительные расходы по улучшению уже приобретенных жилых помещений с учетом пожеланий детей-сирот.

На совещании отмечалось, что в целях предупреждения таких отказов муниципалитетам следует более внимательно и детально прорабатывать техническое задание и документацию для проведения закупочных процедур, и главное – еще до момента покупки жилья обладать информацией, устраивает ли оно претендующего на его получение.

По итогам обсуждения, глава региона дал указание руководителям муниципалитетов усилить контроль за предоставлением жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также проводить системную разъяснительную работу среди них. «Необходимо вести разъяснительную работу в части того, с какими требованиями представителям этой категории граждан целесообразнее всего обращаться в судебные органы для получения грамотно прописанных итоговых решений судов. Необходимо объяснять, что, если он хочет получить жилплощадь, то должен быть готов переехать в соседний район, где имеется в наличии устраивающее его жилье. И в суд обращаться с соответствующими требованиями. Важно, чтобы эта работа носила системный характер», — определил задачу Губернатор.