Напомним, Смоленская крепостная стена – уникальный памятник древнерусского оборонного зодчества – является объектом культурного наследия федерального значения и находится в федеральной собственности. Сооружение было возведено в период с 1595 по 1602 год по проекту зодчего Федора Коня. Укрепление имело серьезное оборонительное значение, выдерживая неоднократные осады и штурмы города. До нашего времени сохранились 18 из 38 башен и 21 прясло общей протяженностью около 3,5 километров.

На протяжении нескольких лет Администрация региона неоднократно обращалась в Министерство культуры с просьбой оказать содействие в реконструкции Смоленской крепостной стены. В 2018 году объект передали в ведение Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры (АУИПИК). В ноябре того же года состоялась рабочая встреча Губернатора Алексея Островского с Председателем Правительства Российской Федерации Дмитрием Медведевым, по результатам которой премьер-министр принял решение поддержать обращение Администрации региона и выделить на проведение реставрационных работ 1,3 млрд рублей из средств федерального бюджета.

В апреле этого года в Москве состоялась рабочая встреча Алексея Островского с руководителем Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры Василием Стойковым, в рамках которой стороны обсудили вопрос реставрации Смоленской крепостной стены.

Алексей Островский: Добрый день, уважаемый Василий Федорович [Стойков, руководитель Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры], уважаемые коллеги, спасибо большое, что приехали для того, чтобы обсудить вопрос сохранения объекта культурного наследия – Смоленской крепостной стены. Хочу еще раз выразить благодарность Председателю Правительства Дмитрию Анатольевичу Медведеву и Министру культуры Владимиру Ростиславовичу Мединскому за поддержку обращения Администрации региона, моего личного обращения о необходимости спасения этого уникального не только в рамках региона, но и  в масштабах всей Российской Федерации объекта культурного наследия.

Надеюсь, что сегодня мы предметно поговорим и примем решения, которые будут способствовать скорейшей практической реализации данного проекта – вначале проектированию, потом —  реставрации Смоленской крепостной стены.

Василий Стойков, руководитель Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры: Уже неоднократно сообщалось о том, что мы приступаем к большому крупномасштабному проекту по реставрации Смоленской крепостной стены. В настоящее время, к сожалению, значительная часть [крепости] утрачена, но это не уменьшает ее уникальность – [Смоленскую крепостную стену] можно считать самой крупной в Европе. Как вы знаете, она окружает исторический центр Смоленска и поэтому может стать неким туристическим кластером, можно сказать, туристической тропой для всех жителей города и его гостей.

Мы планируем провести реставрацию крепостной стены в два этапа. Первый будет связан с разработкой концепции проекта и консервацией некоторых участков. Второй этап – это проведение самих ремонтно-реставрационных работ. И здесь я бы еще раз остановился на вопросе приспособления  крепостной стены в дальнейшем, как мы ее видим. Потому что есть много проблемных моментов, которые, на мой взгляд, необходимо обсудить с научным сообществом и общественностью.

Несмотря на то, что это в определенной степени творческий проект, он должен быть достаточно прагматичен, [исходя из него] мы должны понимать конечные цели и задачи. Во-первых, мы хотим отреставрировать Смоленскую крепостную стену. А вокруг нее организовать туристический, оздоровительный, культурный досуг для горожан и всех тех, кто приезжает в Смоленск.

Для Агентства этот проект очень важен. Будучи заранее знакомым с Губернатором [Алексеем Островским], я взял на себя большую ответственность [за реализацию данного проекта]. Мы видим здесь не только туристический, культурный, оздоровительный кластер, но и центр, [на базе которого] было бы возможно прохождение практики студентов, получающих соответствующее образование — архитекторов, реставраторов и т.д., а также организация ежегодных слетов волонтеров. Мы хотели бы здесь в Смоленске проводить научную работу с участием как российских, так и зарубежных специалистов, связанную с обсуждением вопросов реставрации объектов культурного наследия, в целом.

Алексей Островский: Василий Федорович, как мы с Вами договорились на первой встрече, ровно так и будем действовать. Нам нужно не только восстановить стену, Вы совершенно справедливо сказали, нам нужно понять, каким образом в дальнейшем ее использовать, чтобы, в том числе, создавать социально-культурное пространство.

В ходе участники заседания также обсудили вопрос об охранной зоне и зоне регулирования застройки, действующих в стометровой зоне от Смоленской крепостной стены.

Михаил Ивушин, начальник Департамента по культуре: Обращаю внимание, что Смоленская крепостная стена находится в границах территории объектов культурного наследия «Культурный слой города» и, как следствие, все строительные, земельные, хозяйственные и иные работы должны проводиться в соответствии с федеральным законом об объектах культурного наследия, то есть после разработки раздела соответствующего федерального закона.

Алексей Островский: Мы обязаны это делать, Михаил Юрьевич [Ивушин, начальник Департамента по культуре]. Правильно, что Вы как руководитель органа исполнительной власти этот вопрос поднимаете, но все и так понимают свою ответственность, тем более, что весь этот процесс будет проходить под контролем соответствующих надзирающих органов.

Ещё одним вопросом, вынесенным на рассмотрение, стала организация волонтерской деятельности по благоустройству территории, прилегающей к Смоленской крепостной стене.

Андрей Рожков, начальник территориального управления АУИПИК по Смоленской области: Мы инициировали в прошлом году проведение волонтерской акции «День крепости».  Впервые он прошел 16 сентября, на него заявилось 20 человек, и этот ход, в принципе, себя оправдал, поскольку День крепости с течением времени превратился в такую, не побоюсь этого слова, молодежную тусовку, где высказывалось собственное мнение, свободные предположения о дальнейшем приспособлении различных участков.

И в последнее время мы увидели определенное развитие волонтерского движения в рамках Дня крепости: наши инициативные ребята организуют некие волонтерские ячейки и работают самостоятельно под нашим контролем. Естественно, они все это с нами согласовывают и потом выходят на объект. Для волонтеров, как нам кажется, педагогические методы работы с молодежью должны преобладать над административными, то есть развитие познавательного интереса, развитие знаний, умений и навыков по отношению к крепостной стене. И мы придумали формулу такую, которую даем ребятам – студентам, школьникам, которые приходят к нам: «Профессионал – это тот, кто точно знает, чего делать нельзя». И эту формулу они соблюдают беспрекословно, им это нравится. В течение десяти месяцев мы провели 10 субботников, и за это время у нас не было ни одного серьезного происшествия.

У нас запланировано, что с 24 июня порядка 20 студентов 2-3 курсов худграфа СмолГУ смогут выйти на производственную практику на Смоленскую крепостную стену.

Алексей Островский: Благодарю Вас, Андрей Борисович [Рожков]. Слава Богу, что за 10 месяцев не было ни одного чрезвычайного происшествия, но до этого, когда там никакие волонтёрские работы не проводились, было несколько смертельных случаев. Кто будет отвечать, если произойдёт ЧП? Меня этот вопрос волнует. Важнее всего — жизнь человека. Как Вы считаете?

Василий Стойков: Алексей Владимирович, замечание правильное, мы подумаем, как это организовать. И я думаю, что мы предпримем соответствующие меры. Мы сегодня разрабатываем порядок организации [работы с волонтерами], он описан, в целом, но есть такие моменты, которые не прописаны в наших законодательных актах.

Алексей Островский: Я прошу, Василий Фёдорович, уделить данному вопросу самое пристальное внимание. Может быть, как минимум, ограничить доступ на наиболее проблемные участки.

Василий Стойков: Я добавлю, что мы в ходе реконструкции подразумеваем установку соответствующей системы видеонаблюдения, будет охрана, которая в дальнейшем будем такие вещи [отслеживать].

Полина Хомайко, вице-губернатор: В рамках Координационного совета Министерства по культуре, который прошел в конце мая в Новосибирске, мы с коллегами из других регионов обсуждали, что сегодня федеральное законодательство в плане доступа на объекты волонтёров несовершенно.

Мне хотелось бы сделать акцент на том, что в меньшей мере стоит привлекать школьников, так как это все-таки объект повышенной опасности. Кроме того, за жизнь школьников несут ответственность не они сами, а их представители, в том числе, учителя, воспитатели. В целом, [в числе добровольцев] должны быть уже более сознательные, взрослые люди, которые могут оценить риски, связанные непосредственно с нахождением на объекте. Мы, конечно, готовы оказывать содействие в этом направлении, но в то же время, когда решаются такие вопросы по проведению каких-то акций, нам надо заранее собираться, привлекать специалистов, которые отмечали бы, где возможно допускать волонтёров, а где стоит ограничить.

Василий Стойков: Я полностью с Вами согласен. Понятно, что безопасность участников [волонтерских акций] должна быть на первом месте. Мы обсудим этот вопрос в рабочем порядке.

Алексей Островский: Я не возражаю. Мы, как и договаривались, в этом году проектируемся, а в следующем — уже начинается реставрация?

Василий Стойков: В этом году мы делаем проект полностью. В начале 2020 года мы должны выйти на аукцион. Первую часть работ по консервации Смоленской крепостной стены выполним уже в этом году. А в следующем – начнём деятельность, связанную с реставрацией, в целом.