Работы по созданию зеленого пояса вокруг Ленинграда начались в 1948 г., когда по распоряжению Совмина СССР 1 тыс. га леса, находившегося в пригородной зоне Ленинграда, была передана в распоряжение Ленинградского Горисполкома. На территории выделенной лесопарковой пригородной зоны Ленинграда было создано Управление пригородной лесопарковой зоны Исполкома Ленгорсовета, а финансирование лесохозяйственных мероприятий на территории данной зоны осуществлялось из городского бюджета.

Однако в соответствии с Приказом Рослесхоза от 17.10.2008 № 319 на основании внесенных в Лесной кодекс РФ изменений территория лесничеств пригородной лесопарковой зоны Ленинграда (Санкт-Петербурга) вошла в состав Ломоносовского, Кировского и Приозерского лесничеств Ленинградской области. Таким образом, лесопарковая зона Санкт-Петербурга (Ленинграда) утратила свое рекреационное значение и фактически прекратила существование.

В декабре 2017 г. Общероссийский Народный Фронт в Санкт-Петербурге выступил с инициативой о создании зеленого пояса вокруг Санкт-Петербурга как города федерального значения на отдельных территориях Ленинградской области. Инициатива была поддержана Общественной палатой Санкт-Петербурга и Министерством природных ресурсов и экологии РФ с учетом  необходимости доработки представленных материалов и проведения публичных слушаний Общественной палатой Ленинградской области. Создание зеленого пояса предусматривает включение в него отдельных лесных участков в составе земель лесного фонда Ленинградской области.

Работы по формированию зеленой зоны ведутся Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (КГА) совместно с Комитетом по архитектуре и градостроительству Ленинградской области (КАГ ЛО).

В рамках данной работы Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга подготовлен проект Концепции совместного градостроительного развития Санкт-Петербурга и территорий Ленинградской области (агломерации) — предварительного этапа подготовки Генерального плана. В составе проекта разработана схема природно-пространственного каркаса территории агломерации, частью которой и должны стать территории, на которых возможно формирование зеленого пояса, выполняющего средозащитные, а также рекреационные функции, и являющегося зоной с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности.

Также подготовлены предложения по природному каркасу агломерации,  в основу которого заложен принцип выделения участков, занятых лесами, в совокупности с зонами концентрации особо охраняемых природных территорий (существующих и планируемых к организации), и крупными водными объектами, такими как река Нева и ее речная сеть, побережье Невской губы Финского залива и побережье Ладожского озера.

В ходе совещания вице-губернатор Игорь Албин поручил профильным Комитетам в течение месяца выработать единую позицию и определить план работы по вопросу формирования границ территорий зеленого пояса. Особое внимание он обратил на необходимость оценки степени фактической и прогнозируемой застройки данных территорий, опираясь на исходные данные Генерального плана и мониторинг ситуации с развитием жилищного строительства.

«Нашему городу нужны «зеленые легкие» — особый уровень защиты населения и поддержка экологической обстановки мегаполиса. Мы должны восстановить ценные территории, подготовив для этого все необходимые градостроительные документы. Учитывая какое внимание уделяет данному вопросу Правительство Санкт-Петербурга, мы надеемся на активное участие и постоянное взаимодействие с Правительством Ленинградской области», — подчеркнул вице-губернатор Игорь Албин.

Участникам совещания поручено проработать, в рамках действующей редакции Градостроительного кодекса РФ, вопрос разработки объединенной схемы территориального планирования двух субъектов.