— Гражданским кодексом Российской Федерации;

— Жилищным кодексом Российской Федерации;

— Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

— Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30.12.2004 № 210-ФЗ;

— Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;

— Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. №306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме»;

— Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;

— Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 №731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».

Необходимо отметить, что этот перечень нормативно-правовых актов не является исчерпывающим, законодательство в сфере ЖКХ регулярно пополняется и претерпевает изменения. Исходя из этого, можно сделать вывод, что потребителю для защиты своих прав необходимо располагать огромным опытом и багажом знаний, что, к сожалению, не могут себе многие позволить.

Итак, выделим основные права потребителей:

— на своевременное и качественное обслуживание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и придомовой территории, а также обслуживание и ремонт своего жилища в соответствии с требованиями стандартов;

— на беспрепятственное и бесперебойное получение коммунальных услуг в необходимом ему объеме, не причиняющих вреда его жизни, здоровью и имуществу;

-на обеспечение качества условий проживания в соответствии с установленными стандартами;

-на контроль и оплату фактических объемов потребленных коммунальных услуг;

— на снижение платы за жилищные и коммунальные услуги в случае их некачественного, неполного или несвоевременного предоставления, на прекращение оплаты коммунальных услуг за время перерывов, превышающих установленные сроки;

— на возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу потребителя, а также на компенсацию морального вреда, на уплату исполнителем неустоек (штрафов) при нарушении регламента работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда и параметров качества коммунальных услуг;

— на информацию о своих правах по получению жилищно-коммунальных услуг и процедуре их защиты;

— и иные права, предусмотренные законодательством и договором.

Согласно Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №322, территориальные органы Роспотребнадзора вправе давать разъяснения и применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера лишь по вопросам, отнесенным к его компетенции, и только в пределах закрепленных полномочий.

Таким образом, исполнение государственной функции по надзору в сфере защиты прав потребителей по вопросам жилищно-коммунальных услуг Роспотребнадзором осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (Закон №2300-1).

Также, Территориальные отделы Роспотребнадзора вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, законных интересов неопределенного круга потребителей услуг ЖКХ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Однако, ряд вопросов: о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, о содержании и ремонте жилых помещений, в том числе проведение проверок в части соблюдения обязательных требований субъектами хозяйственной деятельности при оказании услуг в сфере ЖКХ, установленных жилищным законодательством, находятся в исключительной компетенции органов регионального государственного жилищного надзора.

Если же потребителю в ходе предоставления некачественных услуг в сфере ЖКХ причинён имущественный вред, требующий возмещения убытков, в т.ч. возврат излишне уплаченных денежных средств либо возмещения морального вреда, также в случаях, когда законные требования потребителя не удовлетворены исполнителем, то по общему правилу, закрепленному ст.11 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом и лишь в случаях, установленных законом, в административном порядке. Аналогичное положение закреплено п.1 ст.17 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей».