С. МЕНЯЙЛО: Любые санкции, естественно, влияют на экономику не только Крыма и Севастополя, но и России в целом, хотя это палка о двух концах. На сегодняшний момент у нас экономические взаимоотношения в мире так переплетены, что безболезненно объявление санкций для кого-то не может пройти.

С мая мы находимся под этими санкциями, даже если бы их не объявили официально. Поэтому мы работаем в аварийном режиме. Но, тем не менее, сегодня поставлена задача президентом Российской Федерации, председателем Правительства, вы об этом знаете, это антикризисный план.

Нам, с одной стороны, легче, потому что этот антикризисный план переходного периода у нас был, чтобы войти в российское законодательство, российское правовое поле. И второе, удержать тот уровень, на котором была экономика Севастополя и Крыма в момент перехода в состав Российской Федерации и сделать всё для того, чтобы её развить.

А. КРАСНОГОРОДСКАЯ: Да, был план, а теперь ещё и санкции дополнительные. Заблокировали платёжную систему – это же не было прописано в плане, это приходится решать уже по ходу. Как это решается?

С. МЕНЯЙЛО: Когда была заблокировала Единая платёжная система, конечно, был небольшой шок, потому что все переводы денежных средств, платежи были заведены на неё. Но мы нашли выход. Банки входят в регионы Севастополя и Крыма. Есть наша платёжная система «ПРО 100». На сегодняшний момент особых неудобств мы не испытываем. Хотя, с другой стороны, с 1 января мы перешли на новое программное обеспечение, есть сбой программы, по обеспечению пенсионеров, но эти сбои за январь месяц выровнялись, где-то в ручном режиме, где-то более совершенными программами. Поэтому сегодня с точки зрения электронной платёжной системы для севастопольцев и крымчан особых проблем нет.

А. КРАСНОГОРОДСКАЯ: Вы говорите про сбои. А можно ли объяснить сбоями то, что в Севастополе большие очереди на оплату услуг ЖКХ?

С. МЕНЯЙЛО: Я не скажу, что в Севастополе большие очереди на оплату ЖКХ.

А. КРАСНОГОРОДСКАЯ: Мне сказали, что люди стоят по три-четыре часа.

С. МЕНЯЙЛО: Надо понимать, что в Севастополе не было многофункциональных центров, не было единых информационных счётно-кассовых центров. Платежи осуществлялись в отделениях «Почты». До 31 декабря мы работали по этой старой схеме. На сегодняшний момент открыто девять МФЦ, и мы планируем, и работа уже идёт, два единых информационных счётно-кассовых центра. Один в Севастополе, другой в Инкермане. Потом будем открывать в Балаклаве. Надо ещё понимать, что есть отдалённые сёла, где иногда даже филиалов банков нет. Поэтому с 1 января с «Почтой России» были заключены договора и с её организациями для того, чтобы люди могли платить в отделениях «Почты». Единый информационно счётно-кассовый центр сделать и завести на него все выходные данные всех ресурсопоставляющих организаций – это очень сложно.

А. КРАСНОГОРОДСКАЯ: Получается, это издержки переходного периода?

С. МЕНЯЙЛО: Это издержки модернизации или того, что не было сделано.

С. ЖУРАКОВСКИЙ: Если говорим про экономику в целом, один из проектов – это свободная экономическая зона. Как сейчас процесс продвигается?

С. МЕНЯЙЛО: Вы знаете, что мы участвовали в разработке закона о свободной экономической зоне в Крымском федеральном округе, этот закон принят. Сегодня в Крыму принят также закон региональный с процентными ставками 2,6% и 13,5% – это касается резидентов. До 2030 года. У нас в Севастополе правительством был внесён закон, аналогичный крымскому, потому что свободная экономзона не касается субъекта, она касается федерального округа, и правила по этим законам должны быть одинаковые в федеральном округе. Тем не менее, у Законодательного Собрания было другое предложение: сделать нулевую ставку. Но мы этот вопрос сегодня обсуждаем.

Я думаю, что закон на следующей неделе о свободной экономзоне города федерального значения Севастополя будет принят с теми процентными ставками, которые согласованы с Правительством Российской Федерации, и которые создают одинаковые конкурентно-способные условия для всех компаний, которые заходят в Крымский федеральный округ.

А. КРАСНОГОРОДСКАЯ: Сергей Иванович, вы человек военный, и Севастополь – это колыбель российского флота. Что с флотом черноморским? Что изменилось после присоединения Крыма к России? Какие планы в перспективе?

С. МЕНЯЙЛО: Изменилось многое. Первое – само отношение к флоту. Когда Севастополь был под юрисдикцией Украины, деятельность органов исполнительной власти, силовых структур Украины была направлена в том числе и против флота. Создавались искусственные трудности и по переезду, передислокации войск, по перевозке грузов, в том числе разрядных грузов, по стоянке кораблей и всему остальному. Севастопольцы флот всегда поддерживали. Сегодня, естественно, обстановка совершенно другая, приоритеты стоят на обеспечение безопасности государства и на развертывание сил группировки войск, которая предусмотрена.

А. КРАСНОГОРОДСКАЯ: Будет ли увеличен состав?

С. МЕНЯЙЛО: Естественно, хотя развитие флота и дислокация сил флота – дело Министерства обороны. Мы оказываем в этом вопросе полное содействие, потому что, повторюсь, в первом ряду должны стоят вопросы обеспечения безопасности и функционировании тех структур, которые решают задачи в этом направлении.

А. КРАСНОГОРОДСКАЯ: Там же ещё будет построено Нахимовское училище.

С. МЕНЯЙЛО: Нахимовское училище возродили, и слава богу. Это училище – одно из самых знаковых. И традиционно его выпускники служили на всех флотах. Сегодня это училище восстановлено, набор курсантов проведён, обучение идёт. А то, что его необходимо отстроить заново, модернизировать, это уже техническая сторона вопроса, и такое решение Министерством обороны принято.

А. КРАСНОГОРОДСКАЯ: Долгое время шло согласование ваших замов, и недавно совсем их согласовали. Можно подробнее, сколько их и чем они будут заниматься?

С. МЕНЯЙЛО: Я не скажу, что долгое время согласовывали, время ушло на подбор кандидатур. Часть должностных лиц, которые работали временно, ушли, и в СМИ ходят разговоры, что есть конфликт какой-то между двумя ветвями власти. Я вас хочу уверить, конфликта никакого нет. Есть конструктивный разговор в этом вопросе. Кандидатуры, которые согласованы сегодня – новые, имеют опыт работы по управлению городским хозяйством. Они выступили со своими программными видениями, и все кандидатуры согласованы. На сегодняшний момент у меня четыре заместителя.

А. КРАСНОГОРОДСКАЯ: По каким направлениям?

С. МЕНЯЙЛО: Заместитель, который исполняет обязанности первого заместителя, зам по городскому хозяйству – это огромный пласт работы, зам по социальному блоку – тоже большой, представитель здесь, в Москве, и сейчас я рассматриваю ещё заместителя по экономическому развитию.

А. КРАСНОГОРОДСКАЯ: Это, наверно, перекликается с идеей создания департамента развития?

С. МЕНЯЙЛО: Конечно. Всё надо делать своевременно. На сегодня переходный период закончился, мы осмотрелись, где-то что-то подкорректировали. Без развития, тем более под санкциями, мы не поднимем свою экономику. И это направление надо выделять в отдельную графу. Потому что повседневную жизнь нельзя совмещать с работой по развитию. Очень много проблем, которые затягивают. Поэтому этот блок выделен в отдельное направление.

С. ЖУРАКОВСКИЙ: Как раз по поводу отдельного направления. Какие в первую очередь ключевые точки по развитию необходимо будет реализовать? Департамент развития – какой сферы прежде всего это будет касаться? Коммунального хозяйства?

А. КРАСНОГОРОДСКАЯ: Под словом развитие можно понимать всё, что угодно. Это широкое понятие.

С. МЕНЯЙЛО: Сегодня это касается промышленности и агропромышленного комплекса. Это задача, которая поставлена президентом Российской Федерации. Импортозамещение. Поэтому это направление выделено в отдельное. Что касается модернизации системы ЖКХ, социальной структуры – это не вопросы экономического развития. Это вопросы модернизации. И у нас сегодня очень много площадок, которые с точки зрения экономики, развития производства, в том числе и высокотехнологичного, агропромышленного комплекса надо развивать.

А. КРАСНОГОРОДСКАЯ: Вы сказали, что банки стали заходить в регион. Но всё-таки с какой-то опаской. Можете дать данные, кто вошёл, кто входит и чего опасаются?

С. МЕНЯЙЛО: У нас в регионе работают АНКБ, Банк России, «Генбанк», «Байкал-банк», сеть банков определённая есть уже. Сложный вход банков был, наверное, из-за санкций. Банковская система переплетена, как и экономика. Сегодня мы работаем с АНКБ, Банком России, банки с нормальной своей системой, нормальными условиями. Единственное, из-за санкций процентные ставки кредитов высоки. Сейчас с правительством Российской Федерации через Центробанк мы по этому вопросу тоже работаем.

А. КРАСНОГОРОДСКАЯ: Вы упомянули о якобы имевшем место быть конфликте между двумя ветвями власти, законодательной и исполнительной. Можете пояснить, если есть ли конфликт между Чалым и Меняйло?

С. МЕНЯЙЛО: Нет, конфликта нет. В предвыборной кампании были третьи силы, и до сих пор они существуют. Силы, цель которых – вбить между нами клин. У нас единое понимание целей, что должно быть в Севастополе, какой он должен быть, соответственно, есть задачи, которые должны решать, как законодательная власть по своей компетенции, так и исполнительная. Поэтому конфликт был надуманным. Идёт конструктивный разговор и основная задача – дать возможность исполнительной власти в рамках своей компетенции с точки зрения законодательной развиваться, развивать город, городскую инфраструктуру, развивать экономику, агропромышленный комплекс и социальную сферу.

А. КРАСНОГОРОДСКАЯ: Чего не хватает? Что мешает?

С. МЕНЯЙЛО: Ничего не мешает. Но мы же понимаем, что не так быстро всё делается. Если, допустим, у нас инфраструктура городская советских времён, то мы понимаем, что за один день это не изменить.

А. КРАСНОГОРОДСКАЯ: То есть за время украинской юрисдикции ничего не было сделано. Севастополь – советский город.

С. МЕНЯЙЛО: Практически ничего не было сделано, вся экономика Севастополя разваливалась, причём специально. Все предприятия, которые работали, практически не поддерживались. Первый враг приватизации – чем хуже, тем лучше. Сначала развалить, потом выкупить по остаточной стоимости, затем что-то делать – это бизнес. Поэтому в экономику Севастополя практически ничего не вкладывалось. И такая ситуация на сегодняшний момент существует. Мы сейчас планируем и работаем уже, чтобы загрузить те мощности, которые есть – это одно направление. Второе – разбираемся с собственностью, и тем состоянием дел, которое существует.

С. ЖУРАКОВСКИЙ: Тогда возникает вопрос. Есть план, а есть уже какие-то конкретные работы. Первый вопрос: удалось ли за время российской юрисдикции поменять законодательство муниципальное, привести его в соответствии с тем, что есть в России? И второе: если это был советский город, он должен стать российским, современным, чистым, удобным. Сколько на это времени потребуется?

С. МЕНЯЙЛО: Первое, что было сделано – это сформированы органы исполнительной власти. Был принят закон о местном самоуправлении. Мы понимаем, что он и для других субъектов Российской Федерации – это 131 ФЗ, он новый. Но в других субъектах РФ местное самоуправление, как таковое, было создано.

А. КРАСНОГОРОДСКАЯ: Но 131 уже принят и работает.

С. МЕНЯЙЛО: У нас, естественно, он новый. Выборы 14 сентября провели, закон о местном самоуправлении принят, уставы органов местного самоуправления распечатаны, даны в средства массовой информации. Мы понимаем, что они в течение месяца должны обсуждаться, но, тем не менее, работа с главами, органами местного самоуправления, уже идёт. И они понимают своё место, значение и роль. Да, мы дали им минимальные полномочия пока, но есть несколько схем. В Москве минимальные полномочия, в Санкт-Петербурге – максимальные. Мы пошли с позиции старта – нельзя финишировать, если не стартовать. Все главы это понимают, они включились в работу. Задачи определены, они сами выделяют приоритетные направления деятельности у себя в муниципалитетах, которые потом обобщаются. Мы будем их реализовывать.

С. ЖУРАКОВСКИЙ: А сколько по срокам примерно?

С. МЕНЯЙЛО: Я думаю, что на ноги встанем, чтобы можно было хорошо работать и понять, какие полномочия они могут исполнять, до конца этого года.

А. КРАСНОГОРОДСКАЯ: Вы говорите, что ничего не мешает работать. Я общалась с севастопольцами, они все очень воодушевлены, понимают те трудности, с которыми столкнулись из-за переходного периода. В Севастополе есть какая-то «пятая колонна», кто-то, кто намеренно говорит, что всё плохо? Есть такие, кто вставляет палки в колёса? Или город в едином порыве?

С. МЕНЯЙЛО: В большинстве своём – в едином порыве. Давайте небольшую историю возьмём. Когда «русская весна» была, кто стоял у власти, кто был в городском совете, кто был в государственной городской администрации, которая управляла городом, кто был на местах в районах? Старые кадры. И ситуация была такая, что горсовет принимал решение по выделению земельных участков. Это люди, которые по несколько созывов были у руля. Сегодня они потеряли сферу влияния. Наверно, в большинстве своём, они тоже адекватные люди, здравомыслящие, и за Севастополь и Россию. Но мы же понимаем, что если сфера влияния потеряна, идёт работа по возвращению земельных участков, которые были разбазарены, возвращению инфраструктуры, которая была приватизирована незаконно, конечно, есть обиженные, которые не хотят терять своё влияние в городе.

А. КРАСНОГОРОДСКАЯ: Но они его уже потеряли.

С. МЕНЯЙЛО: Надежда умирает последней. Они хотят влиять на ситуацию.

А. КРАСНОГОРОДСКАЯ: Получается?

С. МЕНЯЙЛО: Нет, в глобальном смысле нет. Но иногда от их действий социальная напряжённость определённая растёт. В оппозиционных средствах массовой информации, в Интернете вы об этом можете прочитать.

А. КРАСНОГОРОДСКАЯ: Сергей Иванович, проблема всех крупных городов – это пробки. Транспортные вопросы решаются как-то очень-очень сложно. Севастополь, увы, не исключение. Пробки тоже есть. Есть какие-то планы?

С. МЕНЯЙЛО: Есть не только планы, уже работаем. Прежде, чем что-либо сделать, нужно понять начальную ситуацию. В Севастополе нет паспорта города. Мы сейчас его делаем. Это площади, скверы, улицы, набережные. Вот таким же образом в городе не было единой системы транспортной. Сегодня это делается с точки зрения математической.

А. КРАСНОГОРОДСКАЯ: То есть пробки исчезнут?

С. МЕНЯЙЛО: Да. Мы пригласили компанию из Санкт-Петербурга, которая занималась транспортными вопросами, реорганизацией транспортной инфраструктуры. Она моделирует транспортный поток Севастополя для того, чтобы понять, какие маршруты и знаки должны быть.

А. КРАСНОГОРОДСКАЯ: У вас не будет платной парковки и эвакуации за 5 тысяч рублей?

С. МЕНЯЙЛО: ОТ эвакуации мы никуда не уйдём.

А. КРАСНОГОРОДСКАЯ: Сколько в Севастополе стоит эвакуация?

С. МЕНЯЙЛО: Пока ещё мы к этому не подошли. Идёт профилактика. Платных парковок тоже пока нет, но мы должны понимать, что без них мы не обойдёмся. Естественно, это не будет сделано сразу резко, как в Москве. Мы должны дать людям возможность поставить свой транспорт там, где он не будет мешать. Центральное кольцо у нас есть, историческое, оно должно быть пешеходным и только для электротранспорта. Нами разрабатывается эта программа, которая будет моделировать любую ситуацию, которая смоделирует нам и перехватывающие парковки, чтобы разгрузить центр города. И мы понимаем, что наплыв у нас будет в сезон.

А. КРАСНОГОРОДСКАЯ: Да, к лету надо готовиться.

С. МЕНЯЙЛО: Но парковки – это не панацея. Дорожное движение, светофоры, переходы – всё это должно быть сделано с точки зрения модели загруженности города. И даже маршруты.

С. ЖУРАКОВСКИЙ: Сергей Иванович, в этом году 16 марта выпадает на понедельник. В этот день что планируется в Севастополе? Будет ли это праздничный выходной день?

С. МЕНЯЙЛО: 16 марта 2014 года, наверно, такой грандиозный знаковый день для Севастополя и Крыма, да и для России, потому что был референдум, было волеизъявление народа. Поэтому в Крыму уже принято решение объявить выходным днём, в Севастополе тоже будет выходной день. Будут проходить мероприятия.

А. КРАСНОГОРОДСКАЯ: Салют, наверное, будет?

С. МЕНЯЙЛО: У нас же всё-таки и подписание договора было 21 марта, а 16 марта был референдум. Поэтому, на мой взгляд, правильно было бы 16 марта объявить выходным днём, и мы это сделаем, а 21 числа спланировать грандиозное мероприятие, чтобы эту годовщину возвращения домой отпраздновать.

А. КРАСНОГОРОДСКАЯ: Давайте ещё вернёмся к проблемам городским. Севастопольцы говорят, что есть сложности с детскими садами, очереди, трудно попасть. Как решается эта проблема?

С. МЕНЯЙЛО: Это порядка 4 тысяч детей, которые должны пойти в детские садики. Та инфраструктура детских садов, которая существует, её модернизировать экономически невыгодно, она не справляется. Сейчас составляется электронная очередь в детские сады, и на этот год запланировано строительство трёх детских садиков по 260 мест.

А. КРАСНОГОРОДСКАЯ: Когда они могут быть запущены?

С. МЕНЯЙЛО: Мы планируем запустить их к 1 сентября.

А. КРАСНОГОРОДСКАЯ: Так быстро?

С. МЕНЯЙЛО: Мы не идём по пути проектирования, идём по пути типовых проектов, они есть в России, и их привязки. Хотя мероприятие в плане стоит до 31 декабря 2015 года.

А. КРАСНОГОРОДСКАЯ: Севастополь и Крым – курортные регионы, и наплыв туристов происходит именно в летний период. Севастополь – уникальный город, там есть, что посмотреть и зимой тоже. Предпринимаете ли какие-то действия, чтобы сделать Севастополь городом круглогодичного турима?

С. МЕНЯЙЛО: Такая программа есть, мы делаем по ней первые шаги – это военно-патриотическое воспитание. И поручение поддержать нас президента России Владимира Путина есть. Нами создана соответствующая сейчас структура – это объединённый музей-заповедник Севастополя, в который вошли все наши исторические значимые места: Исторический бульвар с панорамой обороны Севастополя, Приморский бульвар, Малахов курган, Херсонес Таврический, сейчас он перерегистрирован – Российский и все остальные. В плане подготовки празднования 70-летия Победы уже спланированы первые программные мероприятия с Волгоградом. И мы ожидаем 20 февраля приезд школьников из Волгограда, чтобы их провести по военно-патриотическому курсу воспитания, по всем нашим знаковым местам. Это первый пробный шаг.

Второй шаг – после создания музея-заповедника придать ему статус федерального и развивать. Вот в межсезонье с главами других субъектов России, в частности, Санкт-Петербургом, Краснодарским краем, Республикой Ингушетия, Ростовской областью мы договорились, что именно школьников будет привозить, чтобы они прошли этот курс. Это три-пять дней мы пока планируем, возможно, до семи дней.

С. ЖУРАКОВСКИЙ: Есть план празднования 70-летия Победы?

С. МЕНЯЙЛО: Президент России поставил задачу о подготовке масштабного праздника. Есть постановление Правительства по этому вопросу. Создана рабочая группа, и наши представители от Севастополя входят в эту рабочую группу. Есть распоряжение организационного комитета. До 30 января должен был быть подготовлен план мероприятий, он уже готов, когда приеду, я его рассмотрю. И мы проведём этот праздник, подготовимся к нему так, как должны. Это касается не только самих организационных мероприятий, но и благоустройства памятников, захоронений, социальная помощь ветеранам.

А. КРАСНОГОРОДСКАЯ: Это всё нужно успеть сделать к 9 мая?

С. МЕНЯЙЛО: Да, у нас запланировано, и мы успеем. В том числе и получение квартир ветеранами.

А. КРАСНОГОРОДСКАЯ: Сколько выделено?

С. МЕНЯЙЛО: 79 ветеранов у нас, которым положено жильё, и мы планируем, что все 79 ветеранов до 9 Мая получат жильё.

А. КРАСНОГОРОДСКАЯ: Спасибо большое, Сергей Иванович, что вы к нам пришли. Дай Бог, чтобы получилось то, что вы задумали, чтобы всё благополучно реализовалось. Приходите к нам ещё!

С. МЕНЯЙЛО: Спасибо.