Цифровизация здравоохранения – важный этап на пути повышения качества и доступности медицинских услуг, призванный облегчить для пациентов процесс записи к врачу и получение необходимых медицинских документов. Кроме того, применение новых технологий значительно улучшает точность диагностики и эффективность назначенного лечения. В то же время для системы здравоохранения информатизация приведет к снижению издержек и нагрузки на медиков, оптимизирует процессы, связанные с оказанием медицинской помощи, повысит их прозрачность и обеспечит своевременность получения необходимых данных для принятия управленческих решений.

Счетная палата проанализировала текущее состояние информатизации отрасли и выявила ряд проблем, которые тормозят цифровую трансформацию данной сферы. Так, внедрение информационных систем без отказа от бумажного документооборота значительно снижает производительность труда медперсонала, создавая при этом дополнительную нагрузку для врачей. Как следствие – низкая вовлеченность участников системы здравоохранения в информационное взаимодействие.

Почти 90 % врачей, опрошенных в рамках проверки, уверены, что цифровизация нужна. При этом, на данный момент эффект от информатизации отметили 30 % медицинских работников, которым стало проще работать с документами пациента, по наблюдениям 27 % сократились и временные затраты на работу», – сообщила на Коллегии заместитель Председателя Счетной палаты Галина Изотова.

На качестве данных единой государственной информсистемы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) отрицательно сказывается необходимость многократного ввода информации. Как показала проверка, медработникам приходится вводить данные о пациенте одновременно в несколько не связанных друг с другом информсистем. При этом требования об их взаимной интеграции установлены только в отношении отдельных компонентов и не учитывают их полного объединения. «В последней редакции паспорта федерального проекта «Создание цифрового профиля в здравоохранении» предусмотрена интеграция ГИС ОМС и ЕГИСЗ. Однако без соответствующих целевых показателей и методики их расчета есть риск недостижения ожидаемого результата», – отметила Галина Изотова.

Кроме того, только 40 % частных медорганизаций передают в ЕГИСЗ сведения о медработниках и менее 20 % фармацевтических организаций – данные о назначенных лекарственных препаратах и продуктах лечебного питания. Подключенные к ЕГИСЗ государственные медорганизации направляют в систему только 15 % протоколов телемедицинских консультаций. Объем информации о медработниках, оказывающих медпомощь в амбулаторных условиях и ведущих самостоятельный прием, не превышает 20 %. Как следствие, такой уровень информационного взаимодействия не позволяет обеспечить целостность и полноту данных, поступающих в ЕГИСЗ.

Для получения структурированных медицинских данных Минздрав должен утвердить форматы медицинской документации. В настоящее время из 150 форм первичных учетных документов, утвержденных Минздравом, только для 81 предусмотрена разработка цифрового аналога.

Фактически в ЕГИСЗ передается только 33 вида электронных документов, то есть всего 22 % от утвержденного Министерством количества. Такая ситуация не позволяет полностью перейти на формирование статистической отчетности в электронном виде, а также затрудняет создание цифрового профиля пациента и развитие информационных систем по контролю качества оказываемой ему медпомощи».

В целом анализ показал, что большинство процессов в отрасли здравоохранения не оптимизированы для дальнейшей автоматизации и отличаются от региона к региону. «Это формирует различные подходы к реализации функционала модулей информационных систем в регионах и усложняет «сквозной» обмен информацией», – констатировала Галина Изотова.

Кроме того, показатели федерального проекта «Создание единого цифрового контура на основе ЕГИСЗ» недостаточно отражают ожидаемые результаты информатизации. Например, в нем нет показателей, характеризующих сокращение времени на оформление медицинской документации и реализацию принципа однократного ввода и многократного использования информации.

Несовершенны и методики расчета отдельных показателей, что не позволяет достоверно оценить эффективность реализуемых мероприятий. Например, показатель «доля случаев оказания медпомощи, по которым предоставлены электронные медицинские документы в подсистеме ЕГИСЗ» не учитывает того, что в рамках одного лечения в систему может быть передано до десяти электронных документов и, как следствие, показатель будет перевыполнен.

По итогам анализа контрольное ведомство направило Правительству ряд предложений, направленных на совершенствование процессов информатизации здравоохранения. В частности, Счетная палата рекомендовала скорректировать показатели федерального проекта «Создание единого цифрового контура» и пересмотреть методику их расчета.

Присутствовавший на Коллегии первый заместитель министра здравоохранения Владимир Зеленский согласился с выводами Счетной палаты, отметив, что в конце 2021 года Правительством уже было принято Стратегическое направление в области цифровой трансформации здравоохранения.

Для нас самое главное – унификация бизнес процессов на основе единых справочников, моделей данных, регистров. Архитектуры систем Минздрава, ОМС, ФМБА, а также требования к региональным системам будут максимально ориентированы на обеспечение бесшовной интеграции и создание единого информационного пространства в здравоохранении», – сказал он.