Изображение архангела уникально – это редкий пример живописного изображения, выполненного в традициях «гризайль», но принципиально иной – масляной, а не темперно-клеевой технике (предположительно, первая треть XIX века).

Подобная живопись к настоящему времени не обнаружена ни в одном из храмов Санкт-Петербурга.

«Реставрация этого уникального храма, одного из старейших в Санкт-Петербурге, проводится по программе КГИОП уже более 20 лет. Можно сказать, что живопись, которую мы раскрыли и законсервировали в Нижнем храме – это «запланированное чудо», – рассказал председатель КГИОП Сергей Макаров.

«Поначалу у специалистов были сомнения – сохранилась ли вообще здесь живопись. Тогда было принято решение во время штукатурных работ провести послойные контрольные расчистки. Меня удивляет и радует, что в храме такая большая сохранность живописных фрагментов, — отмечает художник-реставратор Николай Михайлов. — Отрадно сказать и о том, что помимо религиозных сюжетов со всей соответствующей им атрибутикой, также хорошо сохранились фоны. Это большая редкость. Обычно фоны исчезают. Некоторые специалисты относятся к ним пренебрежительно, мол, «фоны можно переписать – главное сюжеты». Но фон является неотъемлемой частью живописи, он также несёт характер времени.

Сейчас завершается первый этап работ – расчистка и укрепление найденных фрагментов. Кроме того с помощью инъекций мы укрепляем штукатурный слой».

Раскрытая живопись в интерьере храма Благовещения Пресвятой Богородицы относится к разным периодам бытования храма на протяжении двух с половиной столетий.

«В Советское время с храмами разные пользователи обращались по-разному: где-то живопись целенаправленно сбивали вплоть до кирпичных стен, где-то закрашивали. Безусловно, с теми фрагментами, которые были закрашены, работать легче: специалисты удаляют более поздние окрасочные слои и раскрывают ту красоту, которая находится под ними», — отметил Сергей Макаров.

В 1936 году после передачи здания Ленинградскому отделению монтажной конторы десятого Главного управления Народного комиссариата авиационной промышленности в помещениях первого этажа разместили водораспредузел, установили станки. В стены врезали арматуру для устройства подъемников, лестниц, систем вентиляции. Пространство храма разделили перекрытиями, поделили на множество кабинетов. Редкой росписи стен был нанесен серьезный ущерб. Во время Великой Отечественной войны здание и его интерьеры также значительно пострадали.

«До начала реставрации во всех приделах Нижнего храма лежал асфальт, левый придел был занят теплоцентром, душевыми, туалетом, в алтаре находился огромный электрощитовой узел. Прежде, чем КГИОП смог приступить к работам, силами нашей общины была проведена реконструкция всех коммуникаций, — рассказывает настоятель церкви Благовещения Пресвятой Богородицы протоиерей Андрей Дьяконов. — Конечно, для нас было большой неожиданностью и большой радостью, что, оказывается, живопись на сводах уцелела. Было очень трудно предположить, что в таких условиях может хоть что-то сохраниться».

Реставрация ансамбля церкви Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове ведётся с 1997 года. В этот период были начаты работы по удалению перекрытий советского периода и раскрытию монументальной авторской живописи от многочисленных слоев масляной краски.

На втором этаже, где располагается ныне действующий храм, в центральной части Крестовоздвиженского придела на перекрытии постепенно было раскрыто живописное изображение на библейский сюжет: Ной приносит благодарственную жертву Богу после Всемирного потопа и видит радугу – знамение Завета. Размер плафона – около 100 квадратных метров.

Три стены верхнего храма украшены большими фрагментами монументальной живописи, выполненной в технике «масло по штукатурке», посвященной престольному празднику главного алтаря верхнего храма – Воздвижению Честного и Животворящего Креста Господня. Это редкие иконографические сюжеты. На южной стене – «Обретение Креста Господня в 326 году Святой Равноапостольной царицей Еленой». На северной стене – «Возвращение Животворящего Креста Господня из персидского плена». На западной стене – фрагмент «Несения Креста». Большая часть изображения на западной стене утрачена  в связи с пробивкой дверного проема, сохранились лишь фигуры воинов, а над ними – изображения двух ангелов.

Работы по расчистке, укреплению и консервации живописи проводились бригадой художников-реставраторов «Петербургской реставрационной компании» под контролем специалистов отдела декоративно-прикладного искусства КГИОП. После выполнения технической реставрации (укрепления авторского живописного слоя) приступили к живописной реставрации.

Долгий и кропотливый труд дал свои результаты: мастера сумели удалить позднюю масляную окраску, сохранив большинство композиций.

К 2011 году поэтапно приведена в порядок территория вокруг храма: восстановлена церковная ограду, демонтированы закрывающие исторический фасад церкви трехэтажное здание заводоуправления, здание газораспределительной подстанции, а также построенные вдоль сквера гаражи и складские сооружения.

В 2017-2018 гг.  по заказу КГИОП разработана проектная документация на реставрацию часовни и ограды с четырьмя воротами.

Восстановление иконостаса осуществляется на пожертвования благотворителей.

С 2004 по 2019 годы из средств бюджета Санкт-Петербурга по программе КГИОП на реставрацию церкви выделено более 230 млн. рублей. За этот период выполнены работы по реставрации фасадов храма, центрального четверика и колокольни, пяти глав, ремонту полов, восстановлению исторической вентиляции, восстановлению отделки и реставрации живописи в интерьерах.

Справка:

Храм является уникальным памятником русского зодчества XVIII века и является одной из градостроительных доминант в исторической застройке Васильевского острова.

Церковь Благовещения  построена в период с 1749 по 1763 годы как приходская для жителей северной и западной частей Васильевского острова вместо деревянного храма, построенного в 1741 году и так же освященного во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.

Строительство и деревянной,  и каменной церквей производилось по единому плану, автором которого является, предположительно, архитектор Джузеппе Трезини.

Значительную сумму на строительство как деревянной, так и каменной Благовещенской церкви пожертвовали купец Иродион Чиркин и его сын Иван.

Крестообразный в плане храм увенчан пятью луковичными главами, окружен обходными галереями (до 1789 года были открытыми). В 1780-х годах сооружена 4-ярусная колокольня высотой 52 м.

Внутреннее пространство церкви исторически разделено на два этажа, семипридельное. Нижний храм – во имя Благовещения, верхний – во имя Воскресения Словущего (с 1796 года – Крестовоздвиженский).

До настоящего времени сохраняется историческое объемно-планировочное решение и архитектурный облик фасадов церкви и колокольни.

Прихожанами церкви являлись Василий Кириллович Тредиаковский и Михаил Васильевич Ломоносов.

В 1796 году завершены работы по расширению верхнего храма с устройством в нем редко встречающейся крытой обходной наружной галереи. Прежняя фасадная стена оказалась внутри этой галереи, в нынешнем алтаре сохранился бывший наружным киот.

В ноябре 1824 года церковь сильно пострадала от наводнения, ремонтные работы завершились только к 1838 году.

В 1844-1854 годы в церкви располагался Воскресенский Новодевичий монастырь, позднее перенесенный за Московскую заставу.

В 1862 году торжественно праздновалось 100-летие храма, и  верхний храм был расписан в позднеакадемическом с чертами русско-византийского стиле академиком Романом Фёдоровичем Виноградовым на тему Воздвижения Креста Господня.

В честь столетия церкви при ней было открыто первое в городе приходское Общество вспоможения бедным. Оно располагало богадельней, приютом для девочек, школой и дешёвыми квартирами.

В 1899 году архитектором Михаилом Еремеевым на углу Малого проспекта и 8-й линии сооружена шатровая часовня.

В 1911 году Обществом вспомоществования приходским бедным была образована специальная комиссия для ремонта храма: был произведен ремонт фасадов и нижнего храма: произведены штукатурные и кровельные работы, исправлены печи и полы, во всех алтарях нижнего храма стены и потолки «окрашены масляной краскою».

В 1922 году здание было отнесено к 1-й категории охраны как архитектурный памятник Елизаветинской эпохи.

В 1922-1924 годах, Благовещенская церковь разделила участь большинства православных храмов России: церковные ценности были изъяты, а духовенство и причт подвергнуты гонениям.

В 1936 году нарком тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе и нарком обороны СССР С.С. Ворошилов обратились с секретным письмом  к председателю ЦИК СССР М.И. Калинину: «Особое конструкторское бюро ВОТИ в Ленинграде должно в настоящий момент производить сборку громоздких объектов большого оборонного значения. Ввиду временного характера работ, строить специальный цех большой площади нерационально, поэтому просим передать ОКБ церковь Благовещения на Васильевском острове, которая вполне подходит для этой цели». С августа 1936 арендатором церковного здания становится ОКБ ВОТИ, вскоре переименованное в Ленинградское отделение монтажной конторы десятого Главного управления Народного комиссариата авиационной промышленности.

Осенью 1941 года в связи с участившимися артобстрелами принимается решение о разборке всех куполов пятиглавия, но разобран был только центральный купол.

В результате прямого попадания артиллерийского снаряда в 1943 году одна из внутренних капитальных стен дала трещину, повреждена колокольня, часть крыши церкви, выбиты стекла.

В 1952 году было восстановлено завершение центрального барабана в виде луковичной главки. Ремонт с окраской фасадов был выполнен в 1967-1965 гг., затем  – в 1990-1991 гг.

Полностью церковь передана приходу к 1994 году. С этого времени продолжаются работы по восстановлению первоначального вида храма. Финансирование работ по программе КГИОП началось в 1995 году.

Первый крест был водружен на храме к празднику Казанской иконы Божией Матери 4 ноября 1994 года. В 1996 году, накануне престольного праздника Благовещения, был воздвигнут крест на колокольне храма. Постепенно храм увенчался всеми своими некогда утраченными крестами.