В 1819 году выдающейся инженер П.П. Базен, француз по происхождению, составил проект благоустройства Невского проспекта, в том числе и чертежей фонарей. Через год по одному из этих чертежей были изготовлены чугунные торшеры на гранитных постаментах, которые установили, в том числе, на главной улице Петербурга. Во второй половине XIX века произведения декоративного искусства сменили газовые фонари. В 1839 году в центре города зажглись 204 газовых фонаря, сменивших масляные. На первый взгляд, новые фонари ничем не отличались от масляных: те же застекленные четырехгранники, застеклена и крыша с вытяжным цилиндром. Но установлен светильник уже не на ажурных литых опорах, а на верхней части круглого чугунного столба – декоративно оформленной трубе, внутри которой проходил газопровод. Светильная камера газового фонаря была открыта снизу. Ее высота заметно превышала ширину, что также способствовало хорошей вентиляции. При отсутствии дна светильная камера соединялась фигурными ножками с верхом опоры, то есть была приподнята над столбом. Для удобства обслуживания на опорной части появилась перекладина, за которую цеплялись крючки стремянки. Это делало менее опасным труд фонарщика: протирание стекол, зажигание и гашение, установка и съем горелки. Подойдя к фонарю с зажженной лампой, фонарщик поворачивал ключом кран газопровода и подносил лампу к горелке – отсутствие дна позволяло «включать и отключать» освещение легко и быстро. Газовые фонари были малоинтенсивными, и все же они светили гораздо ярче масляных. До 1883 года мало кто из горожан представлял себе уличный фонарь, дающий более яркий свет.

Электрическое уличное освещение появилось на Невском проспекте в конце декабря 1883 года, 135 лет назад. Первые 32 дуговых электрических фонаря зажглись на Невском проспекте на участке от Адмиралтейского проспекта до Фонтанки. Но, судя по газетным публикациям тех лет, это была всего лишь не вполне удачная проба включения. Главная улица Петербурга стала освещаться электричеством в полной мере с августа 1884 года – вначале до Фонтанки, а затем и до Николаевского вокзала. В начале XX века на Невском проспекте установили чугунные опоры фонарей с шарообразными молочно-белыми светильниками, которые в послевоенный период, в 1956 год, были восстановлены и  окрашены, как и прежде, в серебристый цвет. В 2008 году Невский проспект осветили новые чугунные опоры, которые продолжают радовать нас по сей день.

Невский проспект – самая знаменитая магистраль Северной столицы, парадный фасад города. На сегодняшний день главная транспортная артерия Санкт-Петербурга  озаряется тысячей огней. В общей сложности для художественной подсветки фасадов исторических зданий Невского проспекта с 2005 года применены 9000 единиц светотехнического оборудования, для наружного освещения – около 300 чугунных опор и 900 источников света. Преимущественно весь комплекс архитектурно-художественной подсветки фасадов зданий и установок уличного освещения подключен к автоматизированной системе управления наружным освещением города. Управление электроснабжением светотехнического оборудования осуществляется производственно-диспетчерской службой СПб ГУП «Ленсвет».