Согласно части 1 статьи 2 Воздушного кодекса Российской Федерации, воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Пунктом 5 статьи 32 Воздушного кодекса Российской Федерации, введенным Федеральным законом от 30.12.2015 № 462-ФЗ, к беспилотному воздушному судну отнесено воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 утверждены Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации (далее — Федеральные правила).

Согласно абзацу восьмому пункта 2 Федеральных правил под беспилотным летательным аппаратом понимается летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов.

Беспилотные воздушные судна (ВВС) или беспилотные летательные аппараты (далее — БПЛА) в последнее время все чаще используются для разного вида работ, например для фото- и видеосъемки местности, доставки предметов и товаров, в спасательных операциях и т.п. Количество БПЛА постоянно растет.

Одной из разновидностей БВС является квадрокоптер, на использование которого, как и на иные БВС, распространяются соответствующие авиационные правила.

В соответствии с пунктом 49 Федеральных правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2017 № 182) авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных летательных аппаратов, подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов.

Таким образом, для осуществления полетов БВС, равно как авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, подъемов привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадки (взлета) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, необходимо получение разрешения органа местного самоуправления (органа исполнительной власти города федерального значения) при использовании воздушного пространства над конкретным населенным пунктом.

Законодательно квадрокоптеры подразделяются на три категории и два подвида в зависимости от его веса и назначения. Это следует из смысла статей 11,12, 33,37 Воздушного кодекса Российской Федерации.

Значение для определения особенностей правового режима имеет максимальная взлетная масса квадрокоптера или иного БВС, где законодатель выделяет три группы:

1) до 250 г. — такие БВС не подлежат государственной регистрации или учету;

2) от 250 г. до 30 кг — подлежат государственному учету. В эту категорию попадают большинство «бытовых» и «коммерческих» квадрокоптеры в (иных БВС);

3) от 30 кг и более — подлежат государственной регистрации и в основном используются специализированными организациями, а также в армии.

Кроме того, квадрокоптеры могут различаться по их назначению:

1) гражданские БВС — используются в гражданских мирных целях и не Содержат специальных «боевых» систем и вооружения;

2) военные БВС — используются в боевых целях с соответствующим оснащением.

Статьей 11.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

В этой связи эксплуатация БВС при отсутствии соответствующего разрешения может повлечь привлечение к административной ответственности.

В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, является деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее — орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Пунктом 4 названной выше статьи установлено, что административным регламентом является нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Таким образом, полномочия по выдаче разрешения при использовании воздушного пространства над конкретным населенным пунктом, в том числе БВС, является муниципальной услугой, которая реализуется органами местного самоуправления.