— Действительно ли угро-финская общность и сегодня живая скрепа?

— Я считаю, да, в Мордовском госуниверситете, например, уже 22 года преподают венгерский язык, есть соглашения о сотрудничестве с шестью венгерскими вузами — от Сомбатхея и будапештского ЭЛТЕ до Сегеда. Памятно и то, как несколько лет назад Президент России Владимир Путин на международном фестивале финно-угорских народов в Саранске танцевал чардаш с прекрасными венгерскими девушками. Но и у меня есть свои «связи с Венгрией»: в 1986 году в стройотряде мы помогали построить школу рядом с Сегедом. Тогда я увидел венгерское село, уровень венгерской аграрной отрасли и чему надо у вас учиться.

— Мордовская делегация подписала много соглашений о сотрудничестве с венгерскими компаниями…

— Республика Мордовия — сейчас четвертый по уровню развития сельхозпроизводитель России, благодаря, в частности, и связям с венгерскими партнерами. Например, на бизнес-форуме в Будапеште были подписаны партнерские соглашения о сотрудничестве в переработке гусиного пера, расширении связей в кукурузном семеноводстве.

— Настолько хороша венгерская кукуруза?

— У нас было предложение и от Германии, но ваше интереснее. С точки зрения соотношения цена-качество венгерское предложение однозначно выгоднее. Упомянутое уже гусеводство — для нас  новинка, надо учиться, но мы видим в этом проекте большие возможности.

— А это не запрещено санкциями Евросоюза?

— Мы не делаем ничего такого, что подпадало бы под какие-то санкции. Мы нашли механизм сотрудничества, создания совместных предприятий. Но стоит учитывать: когда-то санкции кончатся, ведь они противоречат интересам и нашим, и европейцев. Если сегодня к нам придут венгерские фирмы, они будут среди первых, займут отличные позиции в бизнесе. А вот после отмены эмбарго у нас будет такая конкуренция, в которой будет трудно выделиться и найти свое место.

— В соответствии с договоренностью Президента Владимира Путина и венгерского премьера Виктора Орбана, в рамках двусторонних связей следует уделять особое внимание сотрудничеству Венгрии и российских регионов. Насколько диктуются задачи из Москвы, каковы возможности собственных решений?

— Ну, здесь все просто. Владимир Владимирович создал базу. То есть президент — за сотрудничество. Я тоже, а дальше надо работать. Москва развязывает регионам руки в вопросах экономических взаимосвязей, и мы этим пользуемся.

— Что это означает, кроме сельского хозяйства?

— В Мордовии еще с советских времен были хорошие традиции в области  светотехники, сейчас мы – в том числе с помощью венгерских инженеров — работаем над развитием отрасли. Кроме того, есть возможность развивать сотрудничество в сфере жилищного строительства. Здесь, как и в строительстве стадиона, мы рассчитываем на венгерские фирмы, ведь матчи Чемпионата мира по футболу 2018 года пройдут и в Саранске.  Но подчеркну еще раз: надо действовать сейчас и быстро — это нужный момент.

— Вы упомянули чемпионат мира по футболу, но мы сейчас видим во Франции, что из-за нашествия мигрантов и забастовок чемпионат Европы может оказаться под угрозой. У вас с этим все в порядке?

— Никаких проблем не будет. Знаете, наш народ особенный. Если этого требуют интересы страны, Родины, мы способны отставить все разногласия. Одним словом: не беспокойтесь, это будет отличный чемпионат. Приезжайте к нам, и в составе команд, и как болельщики.